Рублем по рулю
В одних автошколах очереди, в других – недоборЧастные автошколы в Гродно вынуждены снижать цены из-за отсутствия спроса, в государственных – очереди на полгода вперед.«Здравствуйте, вы позвонили в автошколу. В связи с набором групп до конца года запись временно приостанавливается», – такие фразы повторяют автоответчики телефонов государственных автошкол.
Но если там очереди, то на услуги частных фирм серьезно падает спрос. Хотя еще в прошлом году он был довольно высоким: записывались на полгода вперед. Ажиотаж закончился с приходом финансово-экономического кризиса.
Парадокс, но автошкол от этого меньше не становится – в Беларуси их количество приближается к пятистам. Ежемесячно министерство транспорта фиксирует новые заявки на открытие таких учебных заведений. Частников не пугает даже уменьшение спроса. К примеру, за последний месяц в Гродно открылись две новые автошколы. Директор ООО «АртДрайв» Владимир Кокорин рассказывает:
– Мы только открываемся, осталось пройти сертификацию. Естественно, хотим вернуть затраты на материально-техническую часть как можно быстрее. Стоимость обучения на вечерние курсы выше (1 690 000 рублей), чем на утренние (1 450 000). Но цены будут падать.
Когда-то стоимость обучения на права категории Б составляла около шестисот тысяч рублей. Сейчас нередко пересекает черту в два миллиона. После того как в прошлом году отменили фиксированные тарифы на услуги автошкол, цены поползли вверх. Теперь, для того чтобы привлечь клиентов, частники вынуждены их снижать, так как желающих становится все меньше. В то же время государственные автошколы, расценки которых контролируются «сверху», не могут своевременно обновлять парк автомобилей, как следствие – принимать всех желающих, – рассказал заместитель директора УО «Гродненский автоучебный комбинат» Андрей Осипенко.
Эту автошколу курсанты между собой называют «закрытой». Попасть туда – большое везение. Записывать на 2010 год будут только в декабре. Причем группы набираются в течение нескольких часов. Не попал в счастливчики – жди три месяца до следующего набора.
Сколько бы ни росли цены, качество обучения в автошколах остается прежним. Отмечались случаи, когда инструкторы в нетрезвом виде позволяли себе обучать курсантов. «По-прежнему большое количество дорожно-транспортных происшествий на счету неопытных водителей, – отметила старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненской области Инна Карасевич.
Десятка лучших автошкол
Последний рейтинг автошкол Гродненской области составлен по итогам проверок, осуществленных специалистами БелНИИТ «Транстехника» Минтранса в минувшем году. При оценке учебного процесса учитывается состояние учебно-материальной базы, процент успешной сдачи курсантами экзаменов в ГАИ, статистика дорожно-транспортных происшествий, совершенных выпускниками школы в течение года, и многое другое.
Автошколы, набравшие 400 баллов и больше, относят к категории организаций с высоким качеством обучения, от 330 до 399 баллов – со стабильным качеством, менее 330 баллов – не обеспечивающих стабильного уровня качества обучения водителей.
Место в рейтинге Автошкола Общее
кол-во баллов
1 УО «Гродненский АУК» 400
2 Войсковая часть 1259 395
3 УП ЧУП «Волковысская АШ» ДОСААФ 385
4 УО «Гродненский государственный
аграрный университет» 380
5 «Дятловская РОС» ДОСААФ 380
6 УП ЧУП «Ошмянская АШ» ДОСААФ 380
7 «Щучинская РОС» ДОСААФ 375
8 «Лидская РОС» ДОСААФ 375
9 УО «Ошмянский государственный
сельскохозяйственный
профессиональный лицей» 375
10 ГУО «УЦ Мостовского райисполкома» 370