Как покупатели становятся экстремистами

Гродненский потребитель все чаще отстаивает свою правоту. Оказывается, что можно подать в суд за найденного в тарелке таракана. Или вернуть в магазин ношенную пару раз кофточку.

Мне рассказали историю Жанны, которая купила фотоаппарат в одной из фирм и поехала с ним за границу, в Гродненской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей». Когда женщина возвратилась из поездки, вернула фотоаппарат и заявила, что тот неисправен. Обратилась в общество, оберегающее права потребителей, заплатила за услугу. После проверки выяснилось, что пока фотоаппаратом пользовались, в нем заменили корпус. На измененной детали не было идентификационного номера, который стоял на подлиннике, купленном в Гродно. Поскольку все обнаружилось, клиентка не смогла поменять аппарат.
Еще один случай «родом» из ОАО «Гродноавтосервис». Владелец «Ауди» обратился с просьбой заменить ремень газораспределения. Неполадку устранили, но машина не завелась. Мастера стали разбираться и поняли, что проблема еще и с двигателем. Предложили отремонтировать, но надо доплатить. Клиент отказался, а потом вдруг заявил, что если после замены ремня машина не работает – в сервисе не смогли ее починить. Он оставил жалобу в Книге замечаний и предложений.
В ателье купили смокинг, один раз надевали, а через два дня принесли обратно: мол, не подошел по фасону или по расцветке. Недобросовестному джентльмену показалось выгодным взять костюм, использовать один раз и потом вернуть, получив деньги обратно. Хотя статья 28 Закона о защите прав потребителей говорит: «Требование потребителя об обмене либо возврате товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении». Смокинг легко отдать на экспертизу и установить, что им уже пользовались. Но еще проще – не вступать в конфликт: смокинг приняли обратно в ателье и вернули деньги.
Такие случаи белорусские бизнесмены называют потребительским экстремизмом. А вот Алексей Шульга, председатель ОО «Общество защиты прав потребителей города Гродно» считает это преувеличением: «Наш покупатель еще неграмотен. Многие не знают своих прав, не говоря уже о том, чтобы владеть в совершенстве законами и уметь пользоваться ими. Просто некоторые продавцы путают экстремизм с шантажом или мошенничеством, а порой и с желанием получить качественные услуги».
Например, человек купил оригинальный спортивный костюм. Дома обнаружил на этикетке, что вещь «мэйд ин» Турция. Костюм приносят обратно. Продавец не понимает, в чем дело: к качеству претензий нет, ничего не порвалось…
Дмитрий Калач, адвокат специализированной юридической консультации «ЮрЭксперт», пояснил, что в белорусском законодательстве нет понятия «потребительский экстремизм». Следовательно, покупатель защищен больше, чем продавец.

Справка «ВГ»
Потребительский экстремизм – это попытка недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами, получить определенную выгоду.