Кто кому должен?

Спасет ли большой спорт спонсорская помощь?Финансовый кризис все сильнее накрывает большой спорт. Футбольные, хоккейные, баскетбольные клубы туже затягивают пояса. Бюджеты беднеют, а игроки, как птицы, перелетают из одного клуба в другой в поисках лучшей доли. О том, кто должен помогать большому спорту рассуждают заместитель начальника областного управления физической культуры, спорта и туризма Олег АНДРЕЙЧИК и главный тренер баскетбольной «Олимпии» Александр ШИМКОВЯК.

Что плохого в том, что крупные организации и предприятия помогают?

Финансирование спортивных клубов в Беларуси прописано в законодательстве: за каждым крупным предприятием закреплена футбольная, хоккейная или другая команда.
Схема на первый взгляд прозрачна. Согласно Указу Президента №166 от 5 апреля «О дополнительных мерах по развитию игровых видов спорта»,  закрепленные спонсоры до 31 декабря 2009 года  должны ежемесячно предоставлять помощь в размере не менее пяти процентов от финансовых и иных средств, получаемых соответствующими клубами в месяц. Как «помощь» подразумевается безвозмездная передача денежных средств или имущества, оказание услуг в целях поддержки игровых видов спорта. Это содействие в проведении спортивных мероприятий, в подготовке спортсменов, строительство и содержание физкультурно-спортивных сооружений, создание и укрепление материально-технической базы.
С другой стороны, деньги, которые выдают спонсоры, они вправе включать в себестоимость продукции или в состав затрат по производству и реализации. Получается, что поддержка спорта ложится на плечи граждан.

Олег Андрейчик, заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома:
–  По законодательству сорок процентов от сметы любого спортивного клуба составляют бюджетные средства. Остальные шестьдесят – это финансирование спонсоров, закрепленных за каждым клубом. Хочу отметить, что спонсорские деньги не могут бесследно испариться. При этом в законе четко прописано, что десять процентов от полученных внебюджетных средств должны пойти на развитие детско-юношеского спорта при клубе, столько же –  на развитие материально-технической базы. Что плохого в том, что крупные предприятия и организации помогают? Мы не изобрели велосипед. Это нормальная практика, которая  используется на всем постсоветском пространстве. Указы Президента лишь систематизировали взаимоотношения на линии «спонсор – клуб».  Если у предприятия плохое положение, то его никто не заставит оказывать спонсорскую поддержку. Предпринимателей мы тоже не имеем права заставить стать спонсором. Никакого силового давления нет и быть не может. Руководители клубов сами проявляют инициативу, договариваются  с директорами. На итоговой коллегии по игровым видам спорта было отмечено, что в клубах слабо поставлена работа маркетинговых служб. Нужно заниматься продажей спортивной атрибутики, хотя от этого можно получить лишь незначительный доход. Нужно продавать свой бренд, тем более если команда показывает хорошие результаты. Сейчас не лучшее время для начинаний, но без рекламы, как двигателя торговли, не обойтись.

Откуда брать деньги, если завод лежит на лопатках?

Каждый год гродненская «Олимпия» находится на грани распада по одной и той же причине – финансовой.
В этом году финансирование урезали до предела, и клуб спешно стали покидать лидеры. Спонсоры «Олимпии» – «БелТАПАЗ», белорусско-польское предприятие –  общество  с  ограниченной ответственностью «Эксклюзив», ОАО «Ясень», рынок «Корона». Только последний регулярно выделяет пять миллионов рублей, которых, впрочем, едва хватает на питание игрокам. Об участии в Балтийской лиге команде, видимо, придется забыть.

Главный тренер «Олимпии» Александр Шимковяк считает, что нынешняя система финансирования клубов неплодотворна:
– Получается так: кому выкрутят руки, тот и выделяет деньги. Силовое давление – не выход из ситуации. Откуда брать предприятию деньги, если оно лежит на лопатках? Перед любой гродненской командой сегодня стоит задача  финансирования. Деньги у спонсоров приходится буквально отвоевывать. Кстати, спонсоры за нами были закреплены в последнюю очередь, все крупные предприятия «отдали» футболу, хоккею, впереди нас прошли гандбол и волейбол. В соседней  Польше между спортом и меценатами вообще «свободная любовь». Пришел в команду спонсор – была зарплата полгода, нет денег – команда расформировалась. В России похожая ситуация была с баскетбольным ЦСКА.  По финансовым причинам игроки уезжают и от нас: Наталья  Ануфриенко и Татьяна Лихтарович отправились в Болгарию, где им готовы платить соответствующие их уровню деньги. Что удивительно, капитан Ольга Кузьменкова уезжает в «Гомель», последнюю по итогам прошлого сезона команду. От спортивных клубов «отбрыкиваются» как могут. Все потому, что спонсоров не пытаются заинтересовать. Например, уменьшить плату за аренду помещения или частично снять налоговое бремя. Вот и клубам приходится искуственно увеличивать смету, чтобы как-то выжить.  Ставки спортсменов примерно одинаковы – около 300 тысяч. Некоторые клубы берут кредиты, чтобы выплатить игрокам зарплату. А погашать чем?  Бюджетными средствами? Получается, перекладываем из одного кармана в другой.