Грузинское вино разольют в белорусскую тару

Оригинальные грузинские вина появятся на прилавках наших магазинов в бутылках, сделанных в Гродно. В прошлый четверг с Гродненского стеклозавода в Грузию отправили первую партию винной тары.

Предприятие расширяет географию поставок стекла и стеклотары. Заключены договоры, которые позволят экспортировать  продукцию в Молдову, Литву, Латвию, Германию, Чехию, Эстонию. Кроме того, расширен список российских регионов, где появятся изделия стеклозавода.

Штоф вместо чекушки
Как сообщил директор ОАО «Гродненский стеклозавод» Генрих Крупенко, чтобы сохранить объемы производства, разработано и внедрено десять новых типов бутылки, которые раньше импортировались в Беларусь из России, Украины и Молдовы.
Как и все предприятия, ориентированные в сбыте на Россию, Гродненский стеклозавод в начале года оказался перед фактом: заказы уменьшились. Ситуацию на спасало и межправительственное соглашение, гарантирующее отгрузку в Москву. По данным маркетингового исследования, которое провели на предприятии,  общий объем импорта в РФ за январь – май 2009 года по сравнению с аналогичным периодом в натуральном выражении сократился на 34 процента. И хотя по армированному стеклу среди импортеров Гродненский стекольный завод остается лидером и занимает 75,9 процента  сегодняшних потребностей российского рынка, со стеклотарой ситуация остается напряженная. Например,  на бутылку для шампанского, спрос снизился с 32 миллионов до 9 миллионов штук. В целом экспорт стеклотары составлял в прошлом году половину из всего выпущенного объема.
– Пить, что ли, меньше стали? – пошутил по этому поводу один высокий чиновник.

Водки выпили больше, вина – меньше
Маркетинговое исследование провели и по этому поводу. Оказалось, пить меньше не стали. По данным Национального статистического комитета, продажа водки в Беларуси в этом году увеличилась на 2,8 процента (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), пива – на 4 процента. Зато плодовых вин «выпили» на 6 процентов меньше, и на отечественных коньяках и бренди люди экономили – уменьшение на 16,1 процента.
На стекольном заводе за потреблением следят, ведь от этого зависят будущие заказы. Здесь обратили внимание и на сувенирную продукцию белорусских производителей. В Гродно готовы выполнить любой специальный заказ, однако есть риск, что продукция останется невостребованной и загрузит склады. Отечественные производители, кроме Минского завода шампанских вин, не спешат делать заявки, но и не отказываются от предложений. 

Стеклянные километры
Основную ставку на предприятии по-прежнему  делают  на Россию. Хотя рассматривают расширение рынков и в сторону Китая, Украины. Очень помогло то, что успели провести модернизацию. Буквально в феврале заменили устаревшую линию по производству узорчатого (армированного) стекла на современную по контракту с итальянской компанией LANUA. Зато теперь оказались почти монополистами. В России до сих пор нет заводов, которые выпускают подобную продукцию (правда, есть конкуренты в Литве и Польше). В то время как бутылку в РФ производят примерно пятьдесят родственных структур, но по ценам белорусское пока дешевле.
«Тот, кто сумеет удержаться, останется, кто нет – после кризиса придется начинать все сначала», – говорит Генрих Крупенко.  
Сегодня главное – удержать рынки. А завтра,  по мнению директора, открыта ниша – минералка.  Экологическая тара остается не по карману мелким заводам по розливу минеральной воды, и пока стеклянную бутылку используют единицы. Примеры все же есть – «Аквадив» заказал в Гродно тару для минералки, которая должна отправиться в Азербайджан.