За стенкой у пастора

Коммунальный сарай стал молельным домомЖильцы улицы Буденного устали от хлопотного соседства с религиозной общиной. Ее председатель «захватил» общий сарай во дворе и проводит в нем богослужения.

«Ветер с моря дул»

«Нам приходится слушать религиозные песни, переложенные на современную музыку», – рассказала Светлана Николаевна журналисту «Вечёрки», который выехал на Буденного по просьбе читателей. И действительно, через десять минут из молельного дома донеслись композиции, напоминающие нехит-
рые мелодии современной российской эстрады. На мотив «Ветер с моря дул» люди пели хором о том, как тяжело им на жизненном пути.  
За семь лет «буденовцы» наизусть выучили график богослужений. Прихожан здесь тоже знают в лицо. Рассказывают, что в середине службы верующие кричат непонятные слова. После мессы выходят во двор в гипнотическом состоянии, а бывает, что некоторых выводят под руки. «Во дворе можно часто увидеть женщин, которые в экстазе падают на колени и выкрикивают непонятные слова. Это происходит на глазах моих внуков», – жалуется Галина Ивановна.

Странный сосед
Пастор Евгений Иванович уже знаком отделу по делам религии и национальностей Гродненского облисполкома. За несанкционированные собрания незарегистрированной общины его штрафовали.
Мужчина приехал в областной центр из деревни Мостовского района. Когда с семьей начал обживаться в одной из квартир одноэтажного дома по улице Буденного, сердобольные соседи пожалели новых хозяев: оба имели группу инвалидности, воспитывали троих детей. Их бывшее жилье, по рассказам, подожгли недоброжелатели, пояснила Светлана Николаевна. Из сострадания новым жильцам разрешили пользоваться общим сараем. Странность заметили спустя несколько месяцев: из квартиры Евгения Ивановича регулярно доносились женские крики, а по вечерам собирались компании. Семью попросили быть потише. И тут сарай пригодился – Евгений Иванович обложил его кирпичом, провел канализацию, свет и всем объяснил, чтобы никто к сараю не подходил. С тех пор в «молельном доме» собираются около двадцати человек.
– Несколько лет назад к нам в слезах приходила мать двух парней-близнецов. Спрашивала об организации, которую посещают ее сыновья-школьники. Рассказала, что дети перестали читать книги, смотреть телевизор, общаться с друзьями, а круг их интересов замкнулся на общине и религиозной литературе. Кстати, они уже выросли, но мы постоянно их видим здесь, – рассказывают соседи.
…Уже с милицией и представителем горисполкома входим в молельный дом. Евгений Иванович, мужчина на вид шестидесяти лет, объясняет, что община называется объединенной церковью христиан веры евангелисткой. Ответы на остальные вопросы напоминают теологические беседы со ссылкой на Библию: мол, Богу молиться можно в любом месте и для этого регистрация не нужна. Жалуется Евгений Иванович на то, что не имеет денег на регистрацию необходимых документов. А как же обустройство молельного дома и иномарка, которая стоит рядом? «Мои сыновья, которые теперь в Англии, построили этот дом своими руками. А насчет машины… и все вы подметите», – поясняет пастор. О взносах прихожан говорить отказался, но признал, что посильную помощь они оказывают. Встреченные нами люди отвечали, что не знают названия организации, которую посещают, и фамилий прихожан.

Сошествие Святого духа
Объединенная церковь христиан веры евангелисткой является одним из направлений пятидесятников – позднепротестанского течения. То, что видят и слышат соседи, называется «сошествие Святого духа на прихожанина». Судя по литературе, через человека, который разговаривает на непонятном языке, вещает Бог. В этом состоянии гражданин отрешается, не контролирует свое поведение. Еще большая благодать, если другой понимает значение бессвязного бормотания. Трактуются эти действия как  дар пророчества.
На Евгения Ивановича составили протоколы по статье 9.9 Административного кодекса за создание религиозной организации без регистрации. Нарушение предусматривает наказание в виде штрафа. Выяснилось, что у пастора среднее образование, всю жизнь он был рабочим. «Большая группа людей собирается в здании без специальных мер пожарной безопасности», – заметил главный специалист отдела идеологии горисполкома Андрей Ярошевич.
Свои права знает и Евгений Иванович, который, видимо, намеревается заняться документами. Но вот наказать нарушителя покоя граждан трудно. Евгений Иванович отрицает, что он является наставником общины, поясняя, что, как и остальные, считается прихожанином. Если суд не установит за ним правонарушения, то те, кто здесь бывает, будут привлечены к ответственности за несанкционированные собрания, пояснил Андрей Ярошевич.

Эксперт «Вечёрки»
Психолог Валентина Богословская:
– Общины были всегда. Если людям в них хорошо, они не вредят ни себе, ни другим, почему бы не дать права им существовать? Дело в том, что мы живем в условиях жесткой конкуренции: тот, кто умнее, сильнее, идет «наверх». Другие не выдерживают, остаются «за бортом», хотят найти свой мир и уходят туда, где им комфортно.

Справка «ВГ»
Пятидесятники – позднепротестанское течение. Стремятся пережить исход на них Святого духа, состояние которое испытали апостолы на пятидесятый день после воскресения Христа.

В тему
По словам главного специалиста отдела идеологии Андрея Ярошевича, перед тем как посещать какое-либо религиозное собрание, следует убедиться, что община (организация) зарегистрирована в установленном законом порядке. Эти сведения и другую информацию, касающуюся религиозной деятельности в Гродно, можно уточнить в отделе идеологии горисполкома. Кстати, как заверил Андрей Ярошевич, в учебных заведениях  проходят беседы о деятельности религиозных организаций города и противодействии влиянию деструктивных и псевдорелигиозных сект.