Светлана Семенчук: искусство продавать

Светлана Семенчук о пустых полках, обувных улицах и виртуальных рынках

Мечтали о педагогике, а пошли в торговлю. Не жалеете?
– У каждого есть свое предназначение. Оказалось, что это интересная работа. Немалую роль сыграло и то, что попала именно в универмаг. Тогда здесь было все новое – от оборудования до форм торговли. Наверное, не зря судьба забросила меня сюда, в отрасль, которая предназначена дарить людям хорошее настроение.

И руководителем мечтали стать?
– Никто не верит, но у меня никогда не было цели делать карьеру. Считаю, каждый – грузчик, продавец, специалист любого профиля – добьется чего-то в жизни, если будет хорошо выполнять свою работу.

Помните, когда в магазинах были пустые полки?
– Тогда в торговле работали уважаемые люди, которые, как казалось многим, имели доступ ко всему. Но на самом деле во времена товарного «голода» было сложно развиваться профессионально.

Сейчас, когда рынок переполнен товарами, работать легче?
– Сложнее, но интереснее. Есть возможность проявить свои лучшие качества, ведь успех зависит от умения подобрать коллекцию, сформировать ассортимент, заключить выгодный договор… А раньше надо было как можно быстрее продать товар и справиться с очередью. Сфера изменилась в корне. Но неизменное осталось: всегда есть товар и покупатель, который желает его приобрести.

Чего не хватает гродненской торговле?
– Советская и прилегающие к ней улицы должны стать местом для туристов. Гостям хочется отдохнуть, выпить чашечку кофе, сделать покупки.  Хорошо, если в центре города откроются хорошие кафе, магазины одежды, обуви… Это стало бы еще одной изюминкой, привлекающей иностранцев.

Если такое действительно случится, не боитесь потерять своих клиентов?
– Объединившись, мы создадим удобство для покупателей. Если человек приехал в один магазин, скорее всего, он зайдет и в соседний. В Берлине есть целые улицы, которые торгуют только обувью. Бутики прекрасно уживаются рядом. Выигрывает то торговое предприятие, которое завоевывает круг постоянных клиентов. Их можно привлечь только одним способом – сделать так, чтобы люди сами захотели туда идти.

Значит торгово-офисный центр, который вскоре должен открыться рядом,  для универмага не конкурент?
– Конкурент, но такой, который может привлечь к нам новых покупателей. Не думаю, что там станут продавать белорусские товары, ассортимент которых у нас составляет около семидесяти процентов.

Это ваша «фишка»?
– Всегда считала, в универмаге должно быть все, что производится в республике. Иностранец хочет привезти домой сувенир, который напоминает о стране. Например, льняная продукция у нас пользуется большим спросом.

Легко ли продавать белорусские товары? Ведь страсть нашего человека к импортному пока никто не отменял.
– Теперь пытаюсь ввести моду на белорусское. В первую очередь у молодежи, студентов. Знаю, они очень редко покупают одежду в магазине.

Что сможет выбрать себе, скажем, подросток?
– Например, трикотаж. Многие ведущие молодежных передач одеты в белорусские джемперы. Цены на них ниже раза в два, а качество отличное. Обувь можно найти на любой вкус и цвет. Думаю, за счет собственных производителей мы можем процентов на семьдесят удовлетворить вкусы всех возрастов.

Сами тоже белорусскую одежду носите?
– Конечно. За небольшим исключением – в стране мало производится женского делового костюма.

Во времена дефицита вам всегда вещей хватало?
– Мне никогда не было ведомо чувство получить пару туфель или платье любым путем. Вещи, как и пища, должны быть лишь средством, чтобы жить, а не целью.

Мировой экономический кризис отразился на торговле?
– Хотелось бы сказать, что нет, но это будет неправда. Боюсь, мы не достигли его пика. Покупательская способность постепенно падает. В первом квартале снижения не ощутили – в январе гродненцы делали много покупок, а май и июнь всегда были спокойными месяцами.

От каких товаров люди стали отказываться?
– Меньше покупают копченостей. Если раньше человек брал палку колбасы не задумываясь, то теперь покупает лишь кусочек. Люди понимают, что деньги нужно экономить. Думаю, вскоре нам придется уходить от продаж бытовой техники, поскольку появилось много специализированных магазинов, рынок перераспределился.

Вы защитили магистерскую диссертацию по теме «Электронная коммерция». Как считаете, в Гродно она достаточно развита?
– Традиционное представление интернет-магазина – продавать товар обычным людям. Мало используется электронная коммерция как форма «бизнес ту бизнес».  Предприниматели, чтобы продать свой товар, идут на рынки. Что-то похожее нужно сделать и оптовым предприятиям, только собраться нужно не в реальном, а в виртуальном пространстве. Находясь вместе на одной платформе, они не только получат возможность сотрудничать друг с другом, но и  привлекут новых покупателей,  увеличат количество продаж, ускорят свою работу.

Получается, личные контакты станут ненужными?
– Традиционный метод физического общения становится все менее эффективным. А большинство отечественного товара, который едет за границы области или республики, содержит в цене контракта во многом уже архаичные накладные затраты – командировки, дорогостоящие переговоры-презентации и прочее. Непосредственно демонстрировать изделия возможно лишь для небольшого круга партнеров. В виртуальном пространстве предоставить информацию о своей продукции можно даже тем клиентам, которые находятся далеко и не могут приехать.

Почему руководители не используют такие явные преимущества?
– Человек пугается нового, не желая показать, что он это не понимает. После трех предложений о необходимости внедрения новых технологий, о возможностях интернета, руководители начинают говорить о погоде, природе. Просто люди еще не готовы к кардинальным переменам.