Одельск: и на дуде игрец

Как живет большая деревня В любой стройке или ремонте наступает пора, когда надо переходить к отделочным работам. Именно такой период в жизни Одельска застали наши журналисты, прибыв на минувшей неделе в этот небольшой населенный пункт.


Королевский след

История Одельска куда более необычна, нежели  можно было ожидать от такого небольшого населенного пункта (сейчас там проживает примерно 600 жителей).
Первые упоминания об Одельске можно найти уже в конце 14 века. А в 1546 году польская королева Бона Сфорца даровала Одельску городские права. Немного  позже он стал личными королевскими угодьями, поставлявшими продукты прямо на монарший стол.  Есть у Одельска и свой герб. Вернее, был. В Костеле Вознесения Пресвятой Девы Марии ксендз Валерий Быковский демонстрирует нам документы конца восемнадцатого века. Согласно им, короли Речи Посполитой подтверждали права Одельска на размещение на гербе города (а тогда Одельск был еще городом) святого Антония.
Это было последнее, что они успели сделать для города. Как рассказала создатель местного школьного музея Алла Макарчук, после раздела Речи Посполитой Одельск отошел к Пруссии. В состав Российской империи он вошел уже во времена наполеоновских войн – в 1807 году.
Сейчас ксендз Валерий хочет вернуть Одельску его герб, ведь каждый год около полутора тысяч пилигримов посещает деревню, чтобы снискать благословение святого Антония.

Парадный проезд
Одна из Одельских улиц словно вырезана из другой реальности и перенесена на белорусские просторы неведомой силой. Собственно, улица так и называется – Новая. Три десятка аккуратных домиков выстроились, как на параде. В конце улицы разместилась новая баня. Как рассказал нам заместитель председателя СПК Владимир Алексеевич Мазайло, жители деревни ждали ее два года. Теперь сюда ездят из всех соседних деревень, да и из Гродно гости наезжают. Заглянуть внутрь, правда, не получилось – был женский день.
Выбираем Донцову
Нельзя не обратить внимание на обновленное здание библиотеки, которая после ремонта стала более популярной среди местных жителей. Всем приятно приходить в новое, светлое помещение. Свой вклад вносит и библиотекарь Станислава Сидляревич: она ездит в город и закупает все новинки. В деревенской библиотеке обосновался даже «Cosmopolitan». Но самым популярным автором у жителей деревни остается Дарья Донцова.

Человек-оркестр
Местная «суперзвезда» – человек-оркетстр. Дело в том, что Марьян Скрамблевич своими руками создает музей народных музыкальных инструментов. Специально для журналистов «Вечёрки» он открывает двери небольшой комнаты, в которой размещается более ста экспонатов: дудочки и музыкальные рога, флейты и волынка (сам Марьян Скрамблевич настаивает, что правильно называть этот инструмент  дуда). Все экспонаты находятся в рабочем состоянии, что мастер и не замедлил продемонстрировать. В музее играет все: от рыб-флейт (которые сначала принимаешь за декоративные), подвешенных к потолку, до рогов, развешанных по стенам. 
А вот с учениками у маэстро не ладится. Это и не удивительно: все-таки не много есть тех, кто совмещает в себе талант столяра и музыканта.

Гнездо «Ласточки»
340 буренок из 1100 имеющихся в хозяйстве готовятся к новоселью в «Ласточке». Такое поэтическое название носит комплекс коровников. Взяв за основу старые здания, в них полностью заменили «начинку». Доильные аппараты еще сверкают новизной, а в воздухе витает запах ремонта. Новоселья не ждет только… козел Кузя – штатный дезинфектор родильного отделения коровника. По словам работников хозяйства, специфический запах рогатого красавца убивает всю заразу.

Яблоки на границе
СПК «Пограничный» не зря носит свое название. Хозяйство в прямом смысле слова примыкает к границе – над яблочными деревьями возвышается самая настоящая пограничная вышка.
Первые саженцы появились в саду в далеком 1998 году. Сейчас на пятидесяти гектарах выращивается уже восемнадцать сортов яблок. Белорусские, российские, американские и европейские сорта наливаются под отечественным солнцем. Впрочем, солнце светит далеко не всегда.
По словам агронома-садовода Валерия Семенова, этот год оказался для сада тяжелым. Уже семь раз на хозяйство обрушивался град, причем четыре раза в один день – пятого июня.
Нам показывают небольшое яблоко. Плод напоминает луну. Не меньше десятка «кратеров». Листья же деревьев превращены просто в решето.
– Представьте, какой была сила града. Такие повреждения на яблоках уже не заживут, – сетует Валерий. – Нет товарного вида – нет и тех денег, на которые мы рассчитывали. А ведь в прошлом году прибыльность сада составила 220 процентов.
Тем не менее в СПК не унывают. К 2011 году планируется вдвое увеличить площадь посадки яблок – до 100 гектаров. Специально для развивающегося сада построили новое фрукто-хранилище. Немецкое оборудование обошлось почти в два миллиарда рублей, а для его возведения пожертвовали площадями, на которых раньше разводили шампиньоны. Так как в  последнее время популярность грибов снизилась,  в СПК решили, что выгоднее хранить 700 тонн фруктов (именно такова расчетная вместимость хранилища), чем выращивать 100 тонн шампиньонов.