Эхо потешного флота

В Гродненский яхт-клуб 95 лет назад могли поступать только мужчиныВ России своеобразным прообразом яхт-клуба стал «потешный флот» Петра Великого. Монарх дарил знатным петербуржцам суда, чтобы те по воскресеньям совершали водные прогулки на Неве.

По своему уставу
После смерти Петра такой вид досуга перестает быть популярным, и только в 40-е годы XIX века появились любители водных маршрутов из числа знати. Они основали в 1846 году Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб. В 1860-м в Северной столице основан речной яхт-клуб. В него входили люди с меньшим достатком, имеющие небольшие яхты. Также вскоре появляются Парусный клуб, Невский яхт-клуб, Галерный яхт-клуб и другие. И вот в конце XIX века многочисленные объединения любителей отдыха под парусами открываются в портовых городах и на реках.
Каждый яхт-клуб обзаводился флагом (белый с синим обыкновенным крестом, с гербом города или другим изображением в левом верхнем углу). Яхтсмены облачались в особую форму. Правление выбирало командора, вице-командора, членов комитета, заведующего  делами, гоночную, ревизионную комиссии. Уставы утверждались морским министерством или министерством внутренних дел, их публиковали в губернских газетах.
На основании «Временных правил об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года было учреждено Гродненское губернское присутствие по делам об обществах и союзах, которое вело надзор за деятельностью профессиональных, благотворительных, музыкально-драматических, пожарных и других обществ и союзов. Оно давало разрешения на учреждение обществ и союзов, утверждало уставы. Ранее утверждением уставов занимался министр МВД, а губернатор давал разрешение на открытие обществ.
Как свидетельствуют документы Национального исторического архива Беларуси в Гродно, в апреле 1914-го в присутствие обратились присяжный поверенный Евгений Людвигович Андрич, товарищ прокурора по Гродненскому участку надворный советник Борис Дмитриевич Голубков и товарищ прокурора по Сокольско-Слонимскому участку надворный советник Николай Карлович  Беккер с просьбой утвердить устав Гродненского речного яхт-клуба и зарегистрировать его. Прошение исполнили, и  9 июля 1914 года можно считать днем рождения Гродненского яхт-клуба. Жителей губернии об этом событии проинформировали 24 февраля 1915 года в двенадцатом номере «Гродненских губернских ведомостей».

Добровольные спасатели
Из устава яхт-клуба следовало, что основная задача его – показать радости здорового образа жизни. Цель – развитие в Гродно и его окрестностях на протяжении реки Неман в пределах Гродненской губернии
«…всех видов спорта, распространение правильно построенных и оборудованных судов и содействие уменьшению числа несчастных случаев на воде, происходящих от незнакомства любителей с условиями правильного плавания на судах». Яхт-клуб приобретал «правильно построенные шлюпки и суда», содержал пристани и шлюпочные мастерские, устраивал спортивные состязания, награждал победителей призами, поощрял дальние плавания на судах, открыл библиотеку по соответствующей тематике. Еще там обучали плаванию, проводили занятия по многим видам спорта (гимнастике, стрельбе, фехтованию, теннису), организовывали спортивные игры.
В яхт-клубе устраивали тематические беседы, лекции, выставки. Для развлечения проводили семейные вечера, концерты, ставили спектакли. Средства объединения формировались из членских взносов, доходов от проведения мероприятий, лекций. Также брали денежный сбор за вход на территорию яхт-клуба, за пользование судами, водно-спортивным инвентарем, гимнастическим снарядами.
В клуб принимали «лиц мужского пола всех сословий и национальностей». Говорили «нет» несовершеннолетним, воспитанникам учебных заведений, нижним воинским чинам и юнкерам, лицам, лишенным прав и имеющим ограничения в правах, установленные в судебном порядке. Недисциплинированные водники, а также нарушители устава лишались возможности посещать клуб в течение пяти лет.
Каждый яхтсмен мог записать принадлежавшее ему плавсредство в список судов яхт-клуба для общего пользования или сохраняя это право только за собой. Путешествующие под парусами были обязаны оказывать помощь всем судам и людям, находящимся в опасном положении на воде. Клуб имел свой знак, флаг и спецодежду. Комитет находился в Гродно. Командор же управлял флотилией яхт «в случаях общих плаваний ».

И по рюмочке
Уставом разрешалось содержание буфета со спиртными напитками, допускались игры, кроме азартных. Клуб работал с 10 часов утра до 2 часов ночи. Была возможность у посетителей задерживаться и дольше. Для «полуночников» были установлены следующие штрафы: за первые полчаса (с 2.00 до 2.30) – штраф 20 копеек; за вторые полчаса (с 2.30 до 3.00) – штраф 50 копеек; за третьи полчаса (с 3.00 до 3.30) – штраф 1 рубль; за четвертые полчаса (с 3.30 до 4.00) – штраф  1 рубль 50 копеек; за пятые полчаса (с 4.00 до 4.30) – штраф 2 рубля 50 копеек; за шестые полчаса (с 4.30 до 5.00) – штраф 3 рубля 50 копеек. В пять утра клуб обязательно закрывали.
В советские времена яхт-клубы возродились, но уже как чисто спортивные и оздоровительные объединения. В 1978 году при коллективах физкультуры в составе спортивных обществ и других организаций существовало их 120. В них организовывали учебно-тренировочную работу по парусному спорту. В комплекс сооружений входили мастерские, причалы и боны для швартовки и стоянки яхт, механизмы для подъема и спуска судов и другие сооружения. Гавань обычно располагалась в устье реки или бухте.