Работница и крестьянка

Как деревня с городом подружиласьВ Гоже расцвели жасмин и пионы, в огородах растут сосны. Сельский быт  дополняют бабушки на велосипедах. А через дорогу спряталась за невысоким ельником в Новой Гоже промышленная зона СЭЗ «Гродноинвест». Для обычного путешественника такое разделение непонятно. Неведомо проезжающему, что в Гоже целых 17 улиц и 324 дома. …И всего лишь одна корова на 2 898 человек.

Здесь сбылась великая социалистическая мечта. Сельчане, кроме работы на полях и фермах СПК «Гожа»,  делают мебель и конфеты, керамическую плитку и ортопедические матрасы, изделия из металла и камня. Часть населения успевает работать в Гродно, двадцать минут – и ты на Советской площади.

Почем домик кнами в сад?
Близость к большому городу, прямое сообщение, удачная география – вокруг  Гродненская пуща, литовская граница в двадцати километрах – превратили участки в деревне в прибыльное дело. Пустующих домов здесь практически нет, продают недвижимость дорого. Стартовая цена за деревянный маленький домик – десять тысяч долларов. Если побольше усадьба или дача,  надел неплохой – торгуются от сорока тысяч и выше. За щитовой садовый домик-сарайчик просят шесть с половиной тысяч у.е.
По словам председателя Гожского сельисполкома Олега Дмитревича, есть  очередь нуждающихся в первоочередном получении участков. Причем из двадцати шести человек восемь жителей Гродно. Сегодня любой горожанин-очередник на квартиру (если не хватает квадратных метров) может строиться в деревне. Правда, если найдется место.
Участки вдоль Немана, вокруг лесных озер уже давно раскуплены. Сама Гожа ограничена со всех сторон: лес, Неман, река Гожанка и подстанция электропередач.
Бизнес добрался и до хорошо известного гродненцам озера возле военного городка в  Новой Гоже. Теперь его взяло в аренду  частное предприятие. Собирается запустить малька и устроить платную рыбалку. Олег Дмитревич уверен, что зоной отдыха водоем (вода там родниковая) все равно останется. Наоборот, новый хозяин благоустроит территорию. Сельские жители остались в раздумьях: скоро будем как в Германии, собрался на пляж – плати.
Пока вокруг озера тишина и пустота. Единственный объект, претендующий на инфраструктуру, заброшенная  наблюдательная вышка, сменил третьего хозяина. Но предполагаемые гостиница и автокемпинг там так и не появились.

Дробилка для кризиса
Семейное дело супругов Таранко связано с металлом. Производственное предприятие «ТехТар» хотя и расположено в Новой Гоже, в зону СЭЗ «Гродноинвест»  не входит, поскольку действует на внутреннем рынке. Здесь делают мини-цеха для производства комбикормов, оборудование для животноводческих ферм, металлоизделия, разгрузчики. Недавно вместе с  научно-практическим центром Национальной академии наук Беларуси запатентовали  и собственное изделие – дробилку.
Работают на «ТехТаре» в основном  жители Гожи, многих научили профессии с нуля. Хотя существуют проблемы с расчетами, перебоев с заказами пока нет. Как рассказала директор Нина Таранко, за три последних месяца отправили потребителям под ключ семь мини-заводов. А самые первые сделали четырнадцать лет назад для Озер и Демброво.
Предприятие открыто на месте бывших танковых мастерских.

И танки наши быстры
Военный городок в Новой Гоже не попал в недавний доклад комиссии Госконтроля, где было отмечено, что семьдесят процентов площадей военных городков по области не используется.
За счет СЭЗ «Гродноинвест» в Новой Гоже пустых площадок почти нет. Инвестиции вписались в бывшие военные постройки и территории, хотя резиденты зоны сегодня не избежали кризисного застоя. Людей не увольняют, но и работа некоторых предприятий приостановлена. Или проводится реконструкция, как сказали, например, производители ортопедических матрасов. Подождать лучших времен попросили на кондитерской фабрике «Канди».
В СООО «Топ Комфорт» (еще один «житель» Новой Гожи)  сегодня отложили намеченное строительство нового цеха. Однако здесь продолжают делать мозаичные полы и лестницы из мрамора для российских олигархов, банков и госструктур. Самый дорогой заказ, кстати, ушел в один из белорусских районных центров. Один квадратный метр стены из голубого бразильского мрамора для провинциальной гостиницы обошелся в две тысячи евро. Если без эксклюзива, то столешница из натурального камня обойдется покупателю около двухсот евро за квадратный метр, половая плитка – от шестидесяти евро. Если выберете оникс (заказ для квартиры в центре Москвы), ценник вырастет до шестисот евро за квадратный метр. Но и камень хорош – полупрозрачный, теплый…
По словам одного из учредителей белорусско-польской фирмы «Топ Комфорт» Константина Шпекторова, заказчиков находят через отделения и салоны в Гомеле, Бресте, Минске, Москве. Правда, теперь больше ориентируются на частных клиентов и не отказываются даже от мелких предложений.

Под звон колоколов
Есть в Гоже небольшой музей истории, деревне ведь без малого 900 лет. Расположен он в воскресной школе при костеле. Экспонаты, а среди них каменный топор VII века, старинные монеты, мушкетные пули, документы, карты, собирает настоятель костела святых апостолов Петра и Павла ксендз Павел Шанчук. Его дом похож на лубочный музей, во время ремонта брат настоятеля использовал более двух тысяч деревянных деталей.
Некоторые редкости разместились во дворе. Жернов, сечкарня, от Первой мировой войны остался аппарат, который немцы использовали для того, чтобы разрезать рельсы. Сохранилась и 150-летняя плебаня – дом, где раньше жили  гожские ксендзы.  
В костеле в алтаре находится икона Матери Божьей Утешение 1650 года. Еще одна икона – бичевание Христа – относится к 1869 году.
Недавно прихожане сделали в костеле ремонт.
– Я  подсчитал, обошелся он примерно в восемьдесят миллионов рублей, были суммы и  по миллиону рублей, – говорит Павел Шанчук. – В Гоже люди жертвенные.
Недалеко от костела, на месте здания погранотряда, впервые в Гоже должна появиться православная церковь Сретения Господня. Верующие регистрируют общину, выбрали казначея и старосту. Готовы собирать средства. Прошли первые богослужения. «Место должно быть намолено еще до начала строительства», – рассказал прихожанам священник Андрей Яворец.