«Рыцари» Городницы

Пока мы вместе с читателями прогуливались по площади Тизенгауза, знакомясь с ее историей, перед нами промелькнуло немало людей разных званий и талантов. Но, наверное, гораздо больше интересных персонажей еще ждут своей очереди, чтобы выйти из тени.

Во время работы в архивах и библиотеках удивляешься калейдоскопу имен, титулов, званий и начинаешь понимать, из чего складывается, если говорить на сухом языке, «культурное наследие». И в исследовательской работе есть место эмоциям. Иногда внезапно из пестрой вереницы чужих судеб появляется новое лицо и ведет за собой…

 

Визит императора
Визит в Гродно императора Священной Римской империи Иосифа II, или Иосифа Австрийского, был для города событием нетривиальным, однако после себя особого следа в литературе и источниках не оставил.
Король Германии, старший сын Марии-Терезии, он унаследовал в 1780 году, как раз когда и побывал в Гродно, обширные владения Габсбургов после смерти матери. Иосиф II был выдающимся государственным деятелем. Реформатор, яркий представитель эпохи просвещенного абсолютизма, император просто не мог не откликнуться на приглашение по дороге из России заглянуть на Городницу.
Вообще-то император много разъезжал, но, как отметил один из историков, «…его бесчисленные путешествия были не триумфальными прогулками, а тяжелым трудом добросовестного ревизора». По иронии судьбы, Иосиф II, причастный ко всем разделам Речи Посполитой, здесь, в Гродно, мог убедиться в том, что уже угасающее государство способно удивлять Европу. Знакомясь с плодами преобразований, сделанных за последние несколько лет, он наверняка «примерял» их «на себя», стараясь составить свой рецепт успеха «революции сверху».
Бросается в глаза поразительное сходство судеб монарха и «некоронованного» правителя Литвы – Антония Тизенгауза.

Спасительные законы
Уже в первые годы своего правления император Иосиф II введет в Австро-Венгерской империи закон о печати, закон о веротерпимости, отменит крепостное право. Пусть и незаконченные, его реформы спасали империю вплоть до конца Первой мировой войны.
Австро-Венгрия была такой же, по словам В.И. Ленина, «лоскутной империей», как и Речь Посполитая. В ней жили сербы, австрийцы, венгры, румыны, хорваты, чехи, словаки, русины, поляки… Кроме традиционного католицизма присутствовали многочисленные конфессии: православие в трех вариантах подчинения иерархам, униатская церковь, армяно-католическая и армяно-григорианская церкви, евангелическо-лютеранская церковь, евангелическая (кальвинистская) церковь. Перед Иосифом II в 1780 году встали те же вопросы спасения страны, что и перед кружком короля Станислава Августа (в который входил А. Тизенгауз).
Правда, у нас, в Великом княжестве Литовском (федеративная часть Речи Посполитой), их не спешили решать. Может, в гродненской масонской ложе (нынешний адрес: переулок Телеграфный, 4) о них в присутствии короля пытались говорить.
Кружок при короле Станиславе Августе (до 1782 года в нем значительной фигурой являлся А. Тизенгауз) определил иначе: конституция 3 мая (государственный праздник Польши) не декларировала свободу печати, национальную и религиозную веротерпимость. Перемен было не много, в принципе это модель не совсем конституционной монархии с небольшими (по сравнению с прежней Речью Посполитой XVI–XVII веков) подвижками в сторону республиканского правления. Были по этой конституции и граждане с правом голоса (исключительно дворяне, шляхта), парламент (для дворян), не получали полных прав представители других вероисповеданий (одна из причин последнего раздела), а у крестьян и немногих ремесленников, разоренных «партачами», никаких прав вовсе не было. Как и у тридцати процентов населения – белорусских евреев.

Кадетский корпус
Один из авторов разыскал некоторые подробности пребывания императора Иосифа II на Городнице. Так, монарх почтил своим присутствием Гродненский кадетский корпус, который еще называли «рыцарской школой». Он не скрывал восторгов, щедро раздавал похвалы, видя, как много удалось сделать на ниве просвещения при столь скудных средствах.
Впервые упоминание о кадетском корпусе в Гродно встречается весной 1773 года, когда вице-администратор гродненской экономии Андрей Дзержинский организует поиск «детюков для кадетов» – кандидатов в ученики.
Учеба в кадетском корпусе не ограничивалась сугубо военными занятиями. Согласно регламенту за 1775 год, в кадетской школе преподавали рисунок, географию, геометрию, алгебру, немецкий язык и… формирование характера – то есть каллиграфию (как у самураев).
Из военных предметов были уроки фехтования шпагой, палашом и мушкетом с багинетом под руководством некоего Лоро и муштра (порядок построения колонн, заряжания мушкетов, стрельбы, построения в каре, штыкового боя) – вел поручик Бреннер. Из-за юного возраста учеников единой общей программы занятий не существовало. Но не исключено, что с 12–15-летнего возраста из юношей в гродненской кадетской школе собирались готовить разносторонних офицеров регулярных войск. Поэтому уже в следующем, 1776 году, кроме перечисленных дисциплин, включили французский язык, «посещение фабрик, практические работы с моделями, геометрический рисунок и иные вытекающие из военных обязанностей занятия».
Бессменный директор кадетского корпуса инженер-майор Францишек Фроелих (Frantz Frоlich) одновременно выполнял обязанности коменданта «гродненского экономического гарнизона». Именно ему подчинялись «гвардейцы» подскарбия – «босняки». Так называли солдат легкой конницы. Состояла она из жителей Боснии, Албании, Хорватии, части современной Молдовы. «Босняки» служили за деньги, были преданы в чужой стране «хозяину», лишь бы платил. Личная гвардия Тизенгауза исполняла все его приказы.
Фроелих, как и многие другие наставники, перебрался на Городницу из Несвижа, где до этого во владениях Кароля Радзивилла действовала приватная «Szkola Rycerska». Общее число учеников Гродненского кадетского корпуса колебалось от двадцати до тридцати человек, набирали их из числа детей шляхты Гродненского повета – из деревень Лососна, Великие Эйсмонты, Соломянка.
Вероятнее всего, при обучении практиковался «ланкастерский» метод, когда старшие ученики преподавали в младших классах. Отдельную группу составляли «кадеты-стрелки», которыми, как предположил гродненский историк Ст. Косцялковский, могли быть дети осочников, бояр и стрелков, то есть свободных крестьян в лесной и прочей службе короля и великого князя, которых закрепощал А. Тизенгауз в результате реформ.

Куда пропала школа
Один из авторов этой статьи считает, что в отличие от прочих учебных заведений Городницы мы можем достаточно точно указать места, где располагался Гродненский кадетский корпус. Вопрос дискуссионный. Коллега Юрий Гордеев правильно заметил, что первоначально Szkola Rycerska находилась в резиденции князей Сангушек. Только в какой? По нашему мнению – в деревянном дворце князей Сангушек, который располагался там, где сейчас, после сноса конца 70-х годов ХХ века, сквер за зданием облисполкома.
Затем, во время постепенного ухода от власти короля Станислава Августа, немногих оставшихся кадетов перевели в каменицу князей Сангушек (для читателей проще – магазин «Ратушный»). Перед восстанием Тадеуша Костюшко условия содержания кадетов были настолько жуткими, что в 1792 году их перевели в Полоцк.
Заметим, что здание напротив современного Национального исторического архива Республики Беларусь на площади Тизенгауза первоначально предназначалось именно для Гродненского кадетского корпуса. Правда, вследствие неразберихи в делах Антония Тизенгауза на Городнице кадеты там никогда не жили.