Симферополь: из-за кризиса в Крыму ждут оттока туристов

Над солнечным Крымом сгустились тучиКрымчане ждут курортного сезона с опаской: приедут ли туристы? Местные жители, которые привыкли работать три месяца в году, затягивают пояса и становятся на учет в центр занятости.  

 

Едут экономные туристы
На вокзале Симферополя кипит жизнь. На стоянке такси десятки водителей ожидают клиентов. Там мы познакомились с Владимиром. За 120 гривен (сорок тысяч рублей) он согласился свозить нас на побережье в Гурзуф с посещением винного фирменного магазина «Массандры», заехать в Алушту и привезти обратно к гостинице. Володя говорит, что раньше за один сезон мог заработать на однокомнатную квартиру, теперь настали другие времена. Отток туристов ощущался уже в прошлом году: привыкшие к отличному сервису европейцы, открыв для себя Крым, быстро от него отказались. Не понять им грязных пляжей, нехватку кабинок для переодевания и отсутствия душевых кабин.
Все же Крым с кипарисами и горным воздухом не теряет своего очарования. Правда, для тех, кто не может позволить себе отдых в Турции и Египте. «Большинство отдыхающих – украинцы, есть россияне и белорусы, но теперь люди стараются экономить: выбирают жилье подешевле в частном секторе, на развлечения не тратятся. Их курортный маршрут ограничивается домом и пляжем», – рассказывает Владимир. Он заметил, что уменьшилось количество отдыхающих в «советских» пансионатах. Еще бы, стоимость путевки здесь почти такая же, как на морском берегу экзотической страны.
Цены в Крыму взлетают с середины июня, оставаясь на пике до середины августа, поэтому местные жители советуют выбирать для отдыха сентябрь. Те, кто сдает жилье, утверждают, что подорожания в этом году не будет. Даже опасаются, что и с прежними расценками рискуют остаться без клиентов. Зульфия, хозяйка гостиницы в Судаке, предлагает на сезон комнату с удобствами за 150 гривен (около пятидесяти тысяч рублей) в сутки. «Если привезешь группу, будешь жить у меня на полном пансионе бесплатно», – говорит она.    

Призрак надежды витает в столице
Симферополь, который не имеет выхода к морю, со своими развитыми сферами торговли и услуг рассчитывает на покупательскую способность крымчан с побережья. Но в этом году надежды не оправдались: продавцы на рынке и в магазинах, бармены кафе остались без клиентов, а тут еще и кризис.
В павильоне обуви торгового дома, где торгует Сивиля Волковская, в месяц продается… одна пара. «Семью обеспечивает муж, который руководит бригадой строителей», – рассказывает продавец. В месяц хозяйка платит девушке тысячу гривен (около 350 тысяч белорусских рублей), примерно на сто гривен больше зарабатывает специалист госучреждения.
Двадцатидевятилетняя Сивиля родом из Самарканда. Отец привез семью в Крым в 1989 году и поселился на участке «самозахватом». Наша собеседница рассказывает, что родственники взяли понравившиеся наделы и построили дома. «Есть и ненасытные, как мой дядя, который присвоил три участка, конечно, остальным жителям это не нравится», – поясняет Сивиля.
Однако самовольно занимают участки, судя по сообщениям в прессе, не только татары. В Крыму, где гектар на вес золота, любой бизнесмен хочет оторвать себе кусочек земли, обустроив кемпинг или зону отдыха. А здесь и коррупция чиновников. При этом можно только удивляться открытости крымских представителей власти – в их правилах признавать промахи. У здешних журналистов свое мнение по этому поводу: «Просто они ответственности за свои поступки не несут, а не брать взятки у нас признак плохого тона», – говорит собственный корреспондент в Крыму украинского республиканского еженедельника «Зеркало» Валентина Самар.
Ситуации с властью доходят до смешного. Юрист Алексей Диордий рассказал недавний случай из практики, когда он представлял в суде интересы мужчины, организовавшего пейнтбольный клуб без регистрации этого вида услуг. Провинившегося, который отделался небольшим штрафом, попросили купить для суда марок на тысячу гривен в соседнем почтовом отделении. Сотрудник связи долго сетовала: сколько можно искать на такую сумму почтовых знаков! На следующий день ей приходится возвращать за них деньги уже суду.

Пирожки меняют на запчасти
Простым гражданам не до смеха. Очередь, которая выстраивается у центра занятости с утра, вырастает к обеду до километра. Здесь и до недавнего прошлого «белые воротнички» из банков, и строители закрывшихся фирм, и люди, которые зарабатывали в курортный сезон у моря. «Раньше наша семья продавала пирожки и пиво на пляжах. Отец закупал продукты на оптовом рынке, мать целую ночь пекла, а мы, дети, днем продавали снедь. На заработанные деньги жили год и ездили в Турцию», – рассказывает Алексей, который теперь хочет устроиться на работу в автосервис и согласен на зарплату в тысячу гривен.
Симферопольские пенсионеры с месячным довольствием в семьсот гривен также ищут возможность дополнительного заработка. Каждый день бабушки выходят на городские остановки спальных и отдаленных от центра районов с продуктами питания и разной мелочевкой. Сейчас нам трудно представить «дикие» мини-рынки, где рядом с трассой разложены на асфальте домашнее молоко, творог, яйца, соседствуя с сигаретами «поштучно», солнцезащитными очками и дамскими чулками. Живописно дополняют картину обшарпанные фасады зданий и дороги в ямах, даже рядом с центром. Радуют нас, белорусов, крымские цены – килограмм замороженной семги можно купить за двадцать гривен (около шести тысяч рублей), килограмм говядины – за сорок (14 500 рублей), десяток яиц – за шесть гривен (примерно две тысячи рублей) и бутылку крымского вина за тридцать гривен (около одиннадцати тысяч рублей).