Бесприданница

В отношении председателя колхоза, который продал старинную усадьбу в деревне Жемыславль, возбуждено уголовное дело.

Напомним, что председатель СПК «Субботники» Владимир Лихорад продал разрушающийся дворец и еще несколько строений минчанину Игорю Ващелину, который собирался их отреставрировать. Министерство культуры против сделки не возражало. Тем более что новый собственник в месячный срок, как того и требует законодательство, подписал охранные обязательства. Появилась надежда, что белорусская копия резиденции последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, построенной на искусственном острове в Лазенковском парке Варшавы, получит новую жизнь.

Подозрительная цена
Однако цена, по которой продали комплекс, – 9,5 миллиона рублей – многим показалась подозрительной. Проверкой занялся комитет государственного контроля. Итог – уголовное дело.
Председателя СПК подозревают в злоупотреблении служебными полномочиями (часть 2 статьи 424 Уголовного кодекса РБ «Злоупотребление    властью    или   служебными   полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности»). Ему грозит  лишение свободы  на срок  от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Какие же нарушения обнаружил Комитет госконтроля? Начнем с цены. Бухгалтер рассчитала ее исходя из имевшихся данных. Однако документы, с которыми усадьбу передали на баланс СПК «Субботники», были не в порядке. Из-за этого и появились неточности в расчетах. Амортизацию, которая значительно снизила цену, также начислили неверно. Поэтому хозяйству целесообразно было заказать рыночную оценку.
«Мы продолжали вести бухгалтерию СПК «Жемыславль», бывшего владельца усадьбы. Бывали у нас раньше ревизоры из различных инстанций, и никто из них на погрешности не указал», – поясняет Владимир Лихорад.

Поместье продали вместе… с пенсионеркой
Кроме того, поместье продали вместе с пенсионеркой. В советское время две двухэтажные «официны», построенные по бокам дворца, переоборудовали под жилье для работников колхоза. Жильцов отселили, поскольку здания пришли в упадок. Однокомнатная квартира семидесятишестилетней Терезы Мацкевич выглядела лучше, чем другие. Поэтому пенсионерка переезжать не спешила и даже приватизировала жилье. В собственности граждан оказалась еще одна квартира, ныне пустующая.
Правда, уже до продажи Терезе Мацкевич подыскивали жилье взамен. «Мне предложили неплохую половину дома рядом: три комнаты, кухня, во второй части учитель живет. Не знаю, соглашаться или подождать?» – размышляет Тереза Брониславовна.
По словам председателя СПК «Субботники» Владимира Лихорада, новый собственник согласен, чтобы пенсионерка и дальше жила в здании. «Вначале минчанин «официны» и вовсе покупать не хотел, они ему достались «в нагрузку» по настоянию Министерства культуры», – говорит он.       

Еще один покупатель?
Однако, по нашей информации, главным нарушением, за которое Владимира Лихорада могут привлечь к уголовной ответственности, стало то, что он отказал другому покупателю, а тот предлагал за усадьбу больше денег.
До бывшего генерального директора ЗАО «Чабор» Олега Перхальского дошли слухи, что перспективным покупателем считают именно его. Он возглавлял ЗАО «Чабор» до июня 2008 года. И о том, чтобы он или кто-то из его подчиненных обращался за покупкой поместья, не припомнит.
Новоиспеченный собственник дворца строительные материалы увез обратно. Судя по всему, сделку признают недействительной. Разваливающаяся усадьба вернется на баланс колхоза, у которого нет денег на ее восстановление. Но Игорь Ващелин с таким положением дел мириться не захотел и обратился за поддержкой к руководству страны.
А пока решается судьба дворца, в нем часто бывает Тереза Брониславовна. В одном из залов она хранит картошку…

Кстати
Вырученные от продажи усадьбы 9,5 миллиона СПК уже потратил: премировали работников, помогли семьям с низким доходом собрать детей в школу.

В тему
Деревенская легенда

Как рассказал нам методист по охране историко-культурного наследия отдела культуры Ивьевского райисполкома Владимир Пашкевич, усадьба в Жемыславле – единственное сохранившееся панское поместье в Ивьевском районе. По его словам, дворцы, которые находились в деревнях Лукомовичи, Липнишки, Морино, Лаздуны, Юратишки, были разрушены во время Великой Отечественной войны. По легенде, поместье в Жемыславле сохранилось благодаря местным жителям: они накрывали здание еловыми ветками.