Музей вне зоны доступа

Почему в городе-музее ценные экспонаты томятся за закрытыми дверями? Не один десяток туристов во время экскурсии по улице Замковой «поцеловали» закрытые двери двух замечательных музеев – пожарного дела и истории религии.

Иконы и открытое небо
Единственный в Беларуси музей истории религии вот уже больше десяти лет не может принять посетителей. В здании XVIII века затянулась реставрация. Занималось ей маломощное предприятие, ныне уже не существующее. Начинали, забрасывали, затем брались снова. Несколько лет назад, когда на «долгострой» обратили внимание областные власти, дело сдвинулось с мертвой точки.
С тех пор сделано многое, но открыть двери музей пока не может. Чтобы это произошло, осталось закупить выставочную мебель, техническое оборудование и произвести монтаж экспозиции. Ожидается, что это будет настоящий культурный центр: одиннадцать экспозиционных залов, два выставочных и один – концертный, на сто человек. Во внутреннем дворике собирались сделать кофейню и проводить концерты под открытым небом.
Когда «Вечёрка» поднимала эту проблему в 2007 году, открытие планировали на первую половину 2009-го. Срок перенесли на 1 декабря. Но гарантий, что в этот день мы переступим порог, нет: дело за финансированием.
С музеем пожарного дела вышла и вовсе забавная история. В октябре прошлого года состоялось его официальное открытие, но попасть туда до сих пор нельзя. Разве что в составе социальной группы или официальной делегации. Причина – не сформирован штат.
Поскольку это структурное подразделение областного управления МЧС, нужно пройти сложную юридическую процедуру. Ожидается, что в течение месяца она все же завершится. А пока не назначены материально ответственные лица, пускать посетителей в залы опасаются: мало ли кому экспонат приглянется…

Трубач над городом
О сокровищах, хранящихся в фондах музея истории религии, «Вечёрка» писала не раз. Но что интересного можно будет увидеть в здании, притаившемся за пожарной каланчой? Об этом рассказала Ирина Качан, старший инспектор центра пропаганды и обучения областного УМЧС.
Здесь мы узнаем о том, что «инспекторы государственного пожарного надзора» появились в Гродно уже в XVI веке. Для этого город разбивали на участки, каждый из которых имел начальника и двоих подчиненных. В каждом десятом доме должен был храниться необходимый инструментарий: большие бочки с водой, деревянные и кожаные ведра, багры (длинные шесты с металлическим острием и крюком на конце, которыми разбирали горящие конструкции). Поджигателю грозила смертная казнь, а принадлежавшее ему имущество отдавали погорельцу. Об этом говорится в Статуте Великого княжества Литовского за 1588 год.
Значительно облегчил тушение огня первый городской колодец. А появлением его Гродно обязан королеве Боне Сфорца, известной на всю Европу отравительнице и любительнице экзотической кухни. Именно она приказала магистрату каждый год давать отчеты о пожарной безопасности. Любопытно, что в те времена тоже наказывали за использование в строительстве легковоспламеняющихся материалов: соломенные крыши были под запретом, приветствовалась черепица.
А вот и картинка из Радзивилловской летописи: князь руководит тушением пожара, правда, во Владимире. Впрочем, такие же порядки господствовали и в Гродно. Сражаться с огнем должны были все – и мужчины, и женщины. Кстати, в 1930-е годы при профессиональных пожарных командах существовали добровольные женские. Надо сказать, что в плане оснащения «польский» период для гродненских огнеборцев оказался весьма благоприятным. Техника тогда поступала из Варшавы, а в Польше ее производство было налажено на очень высоком уровне. Жалко только, что от автомобилей тех времен сохранились одни клаксоны…
Но, пожалуй, самым привлекательным уголком музея обещает стать каланча, построенная в 1902 году. На первый ее ярус (он пока закрыт) можно попасть только через пожарный лаз. Если установить там шест, а внизу уложить маты, редкий турист откажется почувствовать себя спасателем начала прошлого века. Стены же самой башни превратились в выставочное пространство: здесь задумали открыть арт-галерею «Каланча». Поднимаясь на обзорную площадку, можно заодно и выставку посмотреть. Ну а с высоты, когда утро сменяется днем, горожан будет приветствовать трубач в стилизованном костюме.

Справка «ВГ»
В Гродненской области расположены семнадцать музеев, подведомственных Министерству культуры. Из них три находятся в Гродно: Гродненский государственный историко-археологический музей (Старый и Новый замки), Гродненский государственный музей истории религии и музей Максима Богдановича.