Пирамида на огороде

С кризисом в Литве уже не воюют, его используютВ Вильнюс вернулись сельские рынки,  в Клайпеде открылся белорусский завод,  под Мяркине построили пирамиду, а в Друскининкай скоро можно будет ездить без паспорта…  Три дня журналисты гродненских и брестских СМИ провели в Литве по приглашению министерства иностранных дел, при поддержке Генконсульства Литвы в Гродно. Среди них был и репортер «Вечёрки». 

Возвращение деревенского масла
Напротив министерства сельского хозяйства в центре Вильнюса раз в неделю открывается деревенский рынок. Возращение натуральных продуктов стимулировал экономический кризис. Раньше абсолютное большинство жителей столицы, да и страны в целом отоваривалось в гипермаркетах. Соотношение было таково: 95 процентов покупали через крупные торговые сети, 5 – через фермерские хозяйства. В то время как  в странах ЕС средний баланс – 70 процентов против 30 процентов. Теперь люди не против на улице постоять в очереди за яблоками по полтора лита. Другой мотив – снова появилась возможность вспомнить вкус бабушкиного масла или свежего творога.
 Фермеры понемногу теснят оптовиков, и к этому их подталкивает государство. По словам вице-министра сельского хозяйства Аушрюса Матияускаса, сегодня выигрывают малые предприятия, которые быстро приспосабливаются под спрос.  Продажа без посредников, в данном случае торговых сетей,  помогает малым хозяйствам зарабатывать.
Вместе с деревенским рынком стали популярны в Литве и мини-рынки, где те же фермеры продают экологически чистую продукцию. Полосатые палаточные городки в ухоженном богатом Вильнюсе возвращают на десятки лет назад. Зато можно прочитать, где и как выращено зерно, что ел кабанчик. Цены дешевле магазинных.
Еще один антикризисный шаг: фермеров стимулируют кооперироваться и создавать свои небольшие перерабатывающие предприятия, делать из молока сыр и творог, из мяса – консервы и колбасы и так далее.
«С молоком самый большой кризис, – отмечает вице-министр, – более 55 процентов мы экспортировали, для внутреннего потребления хватало оставшегося. Существует специальная программа помощи при переработке». Новые программы позволяют легче усваивать правила, возможности получения субсидий, ведь до 2014 года аграрии Литвы должны получить 16 миллиардов литов инвестиций, в том числе из Евросоюза, 25 процентов финансирования идет из бюджета Литвы, 75 процентов  – из фондов ЕС.
 «Наша цель – деревня, в которой удобно было бы жить, с хорошей инфраструктурой, большим населением. Очень важно, чтобы каждый лит попал по назначению», – говорит Аушрюс Матияускас. Впрочем, он и сам считает себя фермером, имеет свою землю, полеводческое хозяйство и с десяток… белорусских тракторов.

Справка «ВГ»
За три последних года торговый оборот Беларуси и Литвы увеличился в полтора раза.

Принцип сообщающихся сосудов
Кстати о ценах. В Литве цены на продукты, товары народного потребления выше, чем в Польше. Дошло до того, что литовцы стали массово ездить на шопинг за пределы своей страны. Или выбирают польские бренды, которых достаточно на прилавках. Понятно, это не может не беспокоить  государственных чиновников, заинтересованных в поддержке местной экономики. Однако при этом никому в голову не приходит ставить административные барьеры на пути более дешевого  товара.
В министерстве сельского хозяйства отмечают, что «идет агрессивный импорт из Польши», но сохраняют прибалтийское спокойствие: «Для нас нехорошо, что Польша и Россия девальвируют национальные валюты, а наш лит пока стоит твердо. Но бизнес подобен сообщающимся сосудам. Думаю, к осени ценники выравняются», – говорит  Аушрюс Матияускас. Глобальное экономическое потепление здесь ждут к 2011 году, а 2010-й собираются использовать для освоения инвестиций.

«Дьявол прячется в деталях»
По оптимистическим подсчетам литовских дипломатов, примерно через полгода жители приграничных районов смогут ездить друг к другу без паспорта. Проездной документ заменит специальная карточка, которая начнет действовать как обычная виза. Она даст право человеку, живущему в пределах 30–50 километров от границы Литвы (и наоборот)  в течение пяти лет свободно передвигаться в обе стороны на это расстояние.
Основанием для получения такой карточки (кроме места регистрации, конечно), может стать желание выпить чашечку кофе в Друскининкае или посещение парка «Грутас»…
Как рассказал заместитель директора департамента политики восточного соседства министерства иностранных дел Литвы Мариус Гудинас, двухсторонние переговоры ведутся  уже более года. Сегодня они закончены, тексты составлены и согласованы между странами. Стороны начали внутригосударственные процедуры уже по окончательному тексту договора. После этого литовский вариант оценит Европейская комиссия. Чтобы получить положительный результат, документ должен полностью соответствовать шенгенскому праву.
Дело затягивается, только тендер на приобретение оборудования для производства карточек займет два месяца. Кроме того, велика разница в литовском и белорусском законодательстве. «Мы находили барьеры, которые могли сделать эту систему бюрократической и неполезной для граждан. Дьявол, как известно, прячется в деталях», – говорит Мариус Гудинас.
Техническая работа велась все время, и она помогала найти нюансы, которые мешали бы на практике. Например, один из спорных вопросов, ставить штампики в паспорт или нет, был решен так: вообще не использовать паспорт в этом случае как проездной документ.
Карточка будет давать право находиться в приграничной зоне, но если кто-то решит поехать дальше по Литве и это обнаружится, нарушитель получит предупреждение. Никаких более строгих санкций в национальном праве Литвы в этом случае не предусмотрено. По правилам, если захочется покинуть зону или переехать в другую страну, необходимо иметь визу. Когда человек будет пересекать границу, он должен сказать, по какому режиму едет.

Может, обойдемся без виз?
Вопрос о снижении стоимости шенгенских виз для белорусов хотя и поднимался неоднократно, но не рассматривался. Необходим консенсус всех членов ЕС,  пока такого единства нет, в том числе и по политическим мотивам. Сегодня в этом вопросе Беларусь может использовать инструмент «Восточного партнерства», который предусматривает не только снижение стоимости виз, но и безвизовый режим, как это и должно быть, подчеркнули собеседники в МИД Литвы. Пока начался процесс переговоров с белорусской стороной о многократных долгосрочных визах.

Балтийское море, белорусский причал
Узкие и мелкие главные морские ворота Литвы, Клайпеда, за несколько последних лет превратились в удобный и современный порт.
Каждый его квадратный сантиметр сдан в долгосрочную аренду частным компаниям. Они обеспечивают инфраструктуру, сохраняют архитектуру старых припортовых строений, строят современные склады, холодильники. В компании BEGA даже закупили транспорт, чтобы из порта привозить продукцию клиентам в клайпедскую свободную экономическую зону. Клайпедская СЭЗ – частное предприятие, среди его резидентов есть предприятие из Беларуси. Минский бизнесмен открыл завод по производству тонированных стекол и свободно продает их теперь на западном рынке.
Клайпедский государственный морской порт существует и развивается за портовые взносы. По решению литовского правительства эта государственная организация не платит налоги в бюджет, а все финансовые поступления тратит на собственное развитие.
Большие надежды в Клайпеде традиционно связаны с Беларусью. Морской импорт нашей страны занимает примерно 25–30 процентов  портовых мощностей. По словам главы представительства дирекции Клайпедского порта в Беларуси Артураса Гайдаускаса, в этом году удалось договориться о том, что весь морской импорт калийных удобрений проходит через Литву.  Правда, это не мешает БКК активно вести переговоры с латвийским Вентспилсом, манипулируя тарифами железнодорожных перевозок.
В этом году объем грузоперевозок стивидорных компаний порта в целом упал на 30 процентов. По причалам это незаметно: терминалы заняты контейнерами, белорусскими шинами, скандинавскими ветряными электростанциями, поступающими морем в Польшу по линии инвестиций ЕС. Но площадка для приплывающих из Америки автомобилей на две трети пустует. Заметили мы здесь и гродненский лафет. Среди новых внешне машин встречаются откровенно побывавшие в аварии. Правда, покупатели вряд ли это заметят. Автомобили, скорее всего, подлатают еще в литовских автомастерских.

Место, где видели ангела
Недалеко от Варены, возле деревни Чесукай, лесная дорога выводит к деревенскому дому. Во дворе вместо огорода – трехсторонняя металлическая пирамида, посередине стоят пластиковые цветы в горшке, а внутри синее небо с беспечными облаками.
Много лет назад  семья Повиласа и он сам, тогда ребенок, видели на Рождество на этом месте огненный столб. С тех пор стали происходить чудеса, люди избавлялись от болезней. Приезжали ученые, священники, экстрасенсы, изучали энергетику. А Повилас построил пирамиду, стороны которой символизируют стены Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого. Посередине – знак сердца.
Нам повезло, было тихо и безлюдно. Обычно, задевая боками деревья, сюда пробираются десятки больших автобусов. У пирамиды стоит очередь из желающих излечиться и почувствовать неземную энергию.  Или просто получить ответы на еще не заданные вопросы.