Грабли нашей экономики

Каждая страна должна «лечиться» по-своему  В том, что Беларуси «выйти сухой» из кризиса не удастся, мы уже убедились. Какие рецепты выхода из положения придумали на Западе и подходят ли они Беларуси? Сколько замечательных научных изобретений «пылится» в Гродно и что спасет экономику Гродненской области? Об этом и многом другом «Вечёрке» рассказал академик Анатолий Свириденок.

     Шесть лет назад вы назвали самые уязвимые места белорусской экономики (речь идет о совместной с Сергеем Маскевичем статье «Научно-инновационные аспекты устойчивого развития в условиях глобализации» в Белорусском экономическом журнале). Оправдались ли ваши предвидения сегодня, в условиях мирового экономического кризиса?
    – Статья вызвала серьезный резонанс, на нее ссылаются до сих пор. В ней мы охарактеризовали шестнадцать основных экономических рисков устойчивого развития Беларуси. Глобальный экономический кризис ударил именно в эти болезненные точки нашей экономики! Существенные трудности возникли у предприятий, не способных к быстрой диверсификации, прежде всего выпускающих и поставляющих на внешние рынки импортозависимую ресурсоемкую продукцию. Это заставило наше государство девальвировать белорусский рубль, что, в свою очередь, отражается на потребительских ценах и снижении покупательной способности населения.

    И как долго, по вашему мнению, продлится мировой кризис?
    – По разным экспертным оценкам – от двух-трех до одиннадцати лет.

 
    Что сказал Обама?
    Какие схемы выхода из кризиса наметились в мире?
    – Вырисовываются три схемы выхода из кризиса. Первая, американская, базируется на идее сохранения свободного рынка и поддержки соответствующих рыночных инструментов, а также на стремлении сохранить лидирующие позиции в мировой экономике. Объединенная Европа значительно больше страдает от воздействия кризиса. Особенно это касается новых ее членов – прибалтийских стран, Чехии, Словакии, Венгрии. Усиливаются протестные настроения в Польше, Франции. Началась череда правительственных отставок (Латвия, Чехия). Поэтому в Европе принимаются меры по усилению роли государства в управлении финансовыми и экономическими делами, вплоть до национализации проблемных банков и предприятий. Но наиболее ярко превалирующая роль государства проявляется в экономике Китая. Чтобы избежать необратимых разрушений экономики и высоких социальных напряжений, богатые и не очень богатые страны сегодня стараются влить в свою экономику большие бюджетные денежные средства: Китай – 586 миллиардов долларов США, Япония – 250, Германия – 80, Испания – 45, Франция – 35, Индия – 20 миллиардов. Обладающие самой мощной экономикой мира США даже рискнули «включить печатный станок».
     На основе опыта, накопленного при анализе уже имевших место кризисов, прежде всего прошлого столетия, мировое сообщество выработало некоторые общие принципы преодоления рецессионных явлений. Это переход на режим экономии ресурсов; развитие внутреннего потребления и определенная переориентация производств для его обеспечения; создание новых рабочих мест при строительстве новых транспортных коммуникаций и инфраструктуры энергетики, здравоохранения, сельскохозяйственных регионов; усиление социальной защиты детей и пожилых, учащейся молодежи; поддержка развития малого бизнеса.
    К этому хочу добавить, что во время недавней интернет-конференции президента США Барака Обамы около ста тысяч американских граждан задали ему один и тот же вопрос: почему бы не вернуть в страну производства, размещенные в других странах? Обама ответил: «Этого делать не надо. Нужно создать новые высокотехнологичные производства и привлечь в страну высококвалифицированные кадры». И это не единичные призывы вый-ти из кризиса с существенным обновлением производственно-технологической базы.
 
    Включаем две скорости
    А как действовать Беларуси?
   – Несмотря на вышеприведенные рекомендации, каждая страна «болеет» кризисом по-своему и должна «лечиться» и «реабилитироваться» с учетом своих экономических и политических особенностей. Мы уже говорили, что Беларусь очень тесно связана с зарубежными рынками, прежде всего со странами СНГ и Европой. По словам вице-премьера Андрея Кобякова, доля экспорта в ВВП Беларуси составляет более 70 процентов (в России – 30, на Украине – 40). Поэтому выход Беларуси из кризиса должен идти на двух скоростях. Нужно быстро освободиться от складских «запасов», к чему сегодня активно и призывает производителей белорусское правительство. С другой стороны, важно сделать долгосрочные выводы из ныне создавшейся ситуации, ибо даже во время кризиса нужно идти вперед. Если остановиться, то можно не понять и не догнать те структурные изменения, которые обязательно произойдут в ближайшие годы в мировой экономике. И здесь без серьезной научной поддержки не обойтись.
 
    Забыли про ученых
    Достаточные ли, на ваш взгляд, меры принимаются в Гродненской области?
    – Сегодняшние действия правительства и местных органов управления вполне соответствуют ситуации, которую нужно удержать в рамках обеспечения стабильности общества, сохранения человеческого и производственного потенциала. Можно пожелать не только разработать, но и срочно внедрить разумно жесткие режимы экономии всех видов энергетических и материальных ресурсов, только тактический потенциал которой составляет 20–25 процентов ВВП страны.
    Очень важно не только вести «сетевой» поиск внешних и внутренних инвестиций, преимущественно для крупных «валообразующих» предприятий, но также активизировать при помощи инвестиций создание малых предприятий, прежде всего инновационных.
    На полках Белорусского института системного анализа и в архивах научных организаций «пылятся» тысячи разработок, часть из которых не пустил на наш рынок импорт в красивой упаковке. Например, в нашем Центре проблем ресурсосбережения уже почти десять лет лежит отечественная разработка автополиролей и автошампуней. Зная об этой ситуации, в начале 1990-х годов японцы предлагали купить за миллионы долларов так называемые «отказные» заявки на изобретения СССР.
    А почему нам самим не провести ревизию своих «забытых» изобретений и быстро довести их до промышленного использования? Ведь мы нередко покупаем сегодня за рубежом новые технологии далеко не первой свежести, то есть оплачиваем чужие научные исследования и разработки.

    Многие предприятия, пытаясь сбыть продукцию, спешно создают отделы маркетинга. Но чаще всего они не в состоянии работать эффективно. В чем проблема?
    – Сегодня директора предприятий одномоментно превратились в «антикризисных управляющих», рыскающих по городам и весям в поисках рынков сбыта. А ведь это требует высокопрофессиональной систематической, нацеленной далеко вперед работы в области конъюнктуры и маркетинга. Поэтому, если кратко говорить, нужно в нашей области на базе факультета экономики и управления ГрГУ имени Янки Купалы создать аналитический центр для обеспечения органов местного управления и предприятий, особенно средних и малых, информацией, позволяющей заблаговременно готовить диверсификацию их производственной деятельности. Да и для ученых это будет полезным приближением к реальной экономике.

 
    Как мы можем ослабить влияние кризиса?
 
    Энергетика
    На Гродненской и Волковысской возвышенностях можно получать энергию при помощи комбинированных установок, сочетающих солнечные батареи с ветровыми энергетическими устройствами. Большой резерв энергосбережения в средних и малых предприятиях, особенно в сельской местности. Нужны новые идеи экономии газа в основном производстве ОАО «Гродно Азот», и они уже предлагаются учеными Института тепло- и массообмена НАН Беларуси. Особое внимание сегодня уделяется строительству в Гродненской области белорусской атомной электростанции.
 
    Сельское  хозяйство
   В решение проблемы продовольственной безопасности Гродненщина вносит большой вклад, составляющий 17–20 процентов общего республиканского производства пищевых продуктов. Для повышения конкуренции на внешних рынках, кроме повышения качества производимой первичной и переработанной продукции, видимо, нужно учитывать растущий (до кризиса) спрос на органические и функциональные продукты. В мире органическое земледелие распространяется быстро. В Европе объем продаж экологически чистых пищевых продуктов уже составляет в год около 15 миллиардов евро. В лидерах – Германия, Англия, Италия и Франция.
 
    Трнаспортная инфраструктура
   Транспортная система области совершенно недостаточно использует выгоды от увеличения грузового транзита через сухопутные переходы. Очевидно, что в недалеком будущем, при очередном энергетическом кризисе, роль главного экспортера транспортных услуг будет отведена железнодорожному транспорту, как более экономному и экологически чистому. Это потребует развития приграничной перегрузочной инфраструктуры, дополнительной электрификации, внедрения контрейлерных перевозок, создания логистических подразделений. Потенциал железнодорожного транзита – минимум пятнадцать миллионов тонн в год. А сейчас он составляет полтора-два миллиона.
 
    Научно-интеллектуальный потенциал и высокотехнологичная промышленность
    Прежде всего отмечу, что в результате постперестроечных событий человеческий потенциал белорусской науки сократился больше, чем во всех других отраслях – в 3,3 раза. А в Гродненской области еще больше – в 4,3 раза и продолжает постепенно уменьшаться. Конечно, это никак не соответствует стремлению нашего государства к инновационному развитию. Что же удерживает тех, кто остался? Ответы дает недавно проведенный Институтом социологии НАН Беларуси опрос. Почти шестьдесят процентов респондентов считают научную деятельность своим окончательным профессиональным выбором в жизни. Но у нас сегодня, к сожалению, некому прислушаться к этим высказываниям и в полной мере использовать научный потенциал.
   Что касается высокотехнологичных производств Гродненской области, то, согласно классификации ОЭСР, к ним можно отнести только Лидский завод «Оптик» и Скидельский завод медпрепаратов.
 
    Современное специальное образование
    Переход к экономике знаний уже сегодня ставит все более жесткие требования к подготовке специалистов нового типа. Все большее внимание общественности привлекают реформаторские идеи, которые обосновывают необходимость ухода от существующей уже 250 лет лекционно-семинарской модели и обучения специалистов для «уходящей экономики». Систему обучения по схеме «передача знаний» необходимо постепенно менять. Сейчас важно формировать у студентов умение искать и анализировать информацию, заниматься дополнительным самообразованием, развивать коммуникабельность и взаимодействие с иностранными партнерами, работать в коллективе и с коллективом.
 
    Потенциал наших недр
    Не такой-то он бедный, как нередко представляется. Есть у нас значительные залежи сырья для силикатных материалов, железные руды, о добыче и переработке которых уже ведутся переговоры. Необходимо думать о нашей воде, как об экспортном «материале». Как-то в разговоре со мной тогдашний председатель облисполкома Дмитрий Арцименя упомянул, что где-то в немецких или польских архивах лежат материалы о существенных залежах в области горючих сланцев и других ископаемых. Велика вероятность на северо-западе крупных залежей полиметаллических руд, содержащих высококачественное железо, никель, ванадий, медь, титан. Нужны серьезные геологоразведочные работы не только в Припятской низменности, но и на Гродненской возвышенности.
 
Экономические риски устойчивого развития Беларуси
•    чрезмерная зависимость экономики от импорта (прежде всего энергетических и материальных ресурсов);
•    узость и неустойчивость рынков сбыта;
•    высокая ресурсоемкость;
•    недостаточная наукоемкость;
•    слабая конкурентоспособность продукции на международном рынке;
•    чрезмерные надежды на две сотни «валообразующих» предприятий;
•    слабое развитие малых производственных форм;
•    недостаточные инвестиции в отечественную науку, как фундаментальную, так и прикладную;
•    слабость сопротивления многоликой коррупции.
 
Справка «ВГ»
Анатолий Иванович Свириденок – академик с 1986 года (член-корреспондент с 1984года). Кандидатом наук стал в 28 лет, доктором технических наук – в 39 лет, профессором – в 44 года. Автор семнадцати книг (монографий), шесть из которых изданы в США и Великобритании, 280 научных статей, 160 изобретений и патентов. Основатель Научно-исследовательского центра проблем ресурсосбережения НАН Беларуси в Гродно, где работает по сей день. Профессор кафедры менеджмента экономического факультета ГрГУ им. Я. Купалы. Член-корреспондент международного трибологического совета (Лондон). Руководил с 1994 по 2005 годы Государственной научно-технической программой «Ресурсосбережение», которую сам обосновал и сформировал, в результате выполнения которой было создано 320 новых технологий и материалов, сэкономлено около 200 тысяч тонн импортируемых материалов стоимостью сотни миллионов долларов США. Неоднократно выступал с научными докладами в Париже, Лондоне, Штутгарте, Сеуле, Иокогаме, Нанкине, Варшаве, Белграде, Братиславе, Денвере, Вашингтоне, Хайдарабаде, Кракове, Белостоке, Вильнюсе, Риге.