«Кривая официна»

 Призраки Городницы:Одной из особенностей площади Тизенгауза является то, что сегодня здесь почти не найдешь чужеродных, построенных позже, вопреки первоначальному плану, зданий. Но даже те несколько домов, которые были возведены уже в последующие эпохи, совершенно гармонично вписываются в планировку.

   Один из них, по адресу площадь Тизенгауза, 3, первоначально значился в документах как «двухэтажный хлев» (вообще-то «каменный сарай», по мнению второго из авторов) и только после переделки в 1920-х годах обрел известный нам вид. Построенное в 1898 году здание на Тизенгауза, 3 – так называемый дом Батюшкова – позже перешло во владение Натальи Кожевниковой. К сведению любителей экологии и краеведов: Батюшков был в свое время оштрафован на довольно значительную сумму за загрязнение сточными водами близлежащего ручья Юриздика, потому что «оттуда воду брали для питья и стирки».

   В плену Терпсихоры
   Хотя гродненский староста и был натурой увлекающейся, любовь Тизенгауза к музыке и театру носила непреходящий характер. А может, это была мода, исходящая от «шефа» – короля Станислава Августа Понятовского? Своего апогея, на наш взгляд, эта страсть к музыкальному искусству  достигает в 1776–1777 годах. На Городнице, согласно Ж.-Э. Жилиберу, «в самый кратчайший срок было начато и закончено строительство дворца для музыкантов, который был полностью меблирован; и эти люди там живут». Историк С. Костелковский отмечал, что спустя столько времени сложно утверждать, о каком здании идет речь, однако с некоторой долей вероятности можно предположить, что Жилибер имел в виду «кривую официну». Существует утверждение, что именно в этом здании жили музыканты и балерины.
   Здание по адресу площадь Тизенгауза, 4 называют по-разному – и музыкальным флигелем, и музыкальной школой, и даже «театральной официной». Но чаще всего, наверное, приходится слышать уже ставшее привычным «кривая официна». Один из авторов, наверное в 1988 году, работал над историей строительства этого здания. Через некоторое время в журнале «Архитектура и строительство Белоруссии» известный архитектор-реставратор Валентин Калнин опубликовал статью о строительстве на Городнице и ее проектный план (мы неоднократно использовали в наших статьях). Только тогда стал ясен план архитектора Джузеппе Сакко – до постройки оперного театра (район загса и банка на улице Ожешко) и до переделки (после 1790 года) манежа в театр проводить в хорошую летнюю погоду театральные и музыкальные «импрэзы» прямо на площади.
   Дело в том, что планировалось возведение двух «кривых официн» для завершения симметричного плана застройки площади. Каждый гродненец может увидеть, что на здании «кривой официны» в нескольких местах аккуратно сбита штукатурка – это называется «архитектурный зондаж». Исследование доказывает, что первоначально на уровне первого этажа была открытая галерея. Если бы проектный план Городницы был реализован, то между двумя «кривыми официнами» проходили бы концерты и театральные представления в теплое время года в стиле Людовика XV или венецианских карнавалов. А на галереях  сидели бы в вынесенных креслах королевский двор и прочие магнаты.

   «Общага» для балерин и музыкантов
   Будучи первоначально двухэтажной, кроме значительных размеров, «кривая официна» в первую очередь выделялась изогнутой формой фасада, откуда и пошло название. Именно здесь, по мнению Е.Квитницкой (а вслед за ней и остальных авторов), могли располагаться классы для занятий и жить ученики музыкальной школы. По сведениям одного из авторов, «кривая официна», служила, скорее всего, «общагой» для балерин и музыкантов королевской труппы. Уж совершенно определенно можно сказать (исходя из архитектурных чертежей), что в этом здании не было ни концертного зала, ни вообще приличной комнаты для репетиций.
   В вышедшей совсем недавно книге «Рамантык эпохі Асветніцтва» историк Юрий Гордеев так описывает события, связанные с гродненской музыкальной школой. Тизенгауз, который был неравнодушен к музыкальным увлечениям, примерно с 1765 года начинает работать над проектом создания собственной капеллы. Среди прочего была заказана большая партия смычковых, клавишных, духовых инструментов. Главой капеллы назначили Леона Ситанского – который, согласно Гордееву, стал не только первым руководителем оркестра, но и душой городской музыкальной жизни. Со временем был создан музыкальный коллектив, который насчитывал около тридцати исполнителей (уже в 1769 году был заключен контракт с музыкантом Тадеушем Вержболовичем). В репертуаре капеллы были произведения от опер до костельной музыки, выступали одинаково часто и на театральных подмостках, и на званых обедах.

   Как в Гранд-опера
   Первые известия об оркестре относятся к 1769 году. На момент же упадка деятельности подскарбия он состоял из двадцати трех музыкантов. В основном в состав капеллы входили поляки и иностранцы, работавшие по контракту. Руководили оркестром по преимуществу иностранцы. Особо выделялись Пташинский, Рецька, Бонетти, игравшие на клавицимбалах, кларнете и скрипке. Особенно популярен был Л.Ситанский, получивший широкую известность как виртуозный скрипач. В 1780 году гродненскую капеллу возглавил ксендз Винуззи, кстати, близкий друг Ж.-Э. Жилибера.
   На подмостках Городницы были поставлены оперы «Севильский цирюльник», «Магнифик», «Балет пекарей», «Крестьянский балет» и другие. Правда, оценки современников качества постановок достаточно противоречивы. Так, например, немецкий ученый Г.Форстер так описал впечатления от увиденного: «Давали «Бал» – оперу-буфф, скомпонованную кем-то из капельмейстеров Петинецци. Содержание весьма абсурдное, музыка банальная, а исполнение просто плохое. Госпожа Бакарелли сносно пропела арию. Госпожа Сгоровилли милая, но не более того. После был балет, и мне показалось, что госпожа Шваб танцевала, наверное, не намного лучше, чем в костеле». Правда, тот же немец чуть позже записал: «Еще раз смотрел «Бал»… Бакарелли пела веьсма недурно. В балете «Статуя Пигмалиона» очень красиво танцевала госпожа Шваб». Интересно, кстати, и то, что Г.Форстер присутствовал на представлениях не как гость подскарбия, а в качестве обычного зрителя, заплатив за билет семь злотых…