Концерт по заявкам

Эдуард Тихович о звездных запросах, пении под «фанеру» и беспроигрышных концертахНесколько часов читатели и журналисты «Вечёрки» поочередно задавали вопросы директору Гродненской филармонии Эдуарду Тиховичу. Хотели выяснить, почему  звезды не жалуют наш город, почему отменяют концерты и многое другое.

Горожане сетуют, мол, мало российских звезд стало бывать в Гродно. Чтобы посмотреть концерт знаменитости, приходится ездить в Минск. Хотелось бы узнать, чем порадует филармония в этом году?
– Концертов запланировано много. В ближайшее время ждем Моисеева, потом, возможно, будет юморист Ветров, ждем в этом году Сергея Лазарева, Ани Лорак, «Лесоповал», Шуфутинского. Мы можем привезти даже Мадонну, Элтона Джона и Майкла Джексона, если соберем и заплатим им деньги.
Недавно в Минске прошли концерты Михайлова. Билеты доходили до 180 тысяч. Собрать зал за такую цену в Гродно мы не сможем. На последний «Ледниковый период» стоимость была 105 тысяч, и народ не пошел. А отмена концерта тоже чревата. Во-первых, мы несем убытки, потому что оплачена реклама, бронь зала, если это ледовый. Во-вторых, после таких «концертов» народ не идет в кассы до последнего момента.
Вы говорите, ездят на концерты в Минск, а ведь минчане направляются в Вильнюс. Я знаю, что литовцы ездят в Стокгольм и Лондон. Это нормально.

Выходит, для нас неподъемны «звездные» гонорары?
– Не только гонорары. Вот пример – Дима Билан, концерт которого год назад отменили. Только за выступление нужно было заплатить тридцать тысяч евро, не считая расходов по райдеру: проезд, гостиница, техническое обслуживание.
У зарубежных гостей есть еще один нюанс – они предъявляют жесткие требования по гостинице. К нам приезжала группа Slade. Когда мы их проводили в гостиницу «Беларусь» и они почувствовали запах кухни, был чуть ли не скандал. Мы их едва уговорили, объяснили, что номера хорошие. Звезды такой величины, как правило, требуют гостиницу не ниже четырех-пяти звезд, а в Гродно с этим сложно, да и расходы ложатся на организаторов. Чтобы удешевить билеты, приходится организовывать концерты в ледовом. В то же время есть артисты, к примеру «Золотое кольцо», Стас Михайлов, Лепс, которые в дворцах не работают.
Кстати, мы организовываем и концерты своих артистов. Причем ни в одной областной филармонии нет стольких коллективов, сколько у нас, которые бы имели премии Президента. Наши «Белые росы» получили в 2007 году президентскую премию «За духовное возрождение» и в номинации «Хореографическое искусство», «Тад» отмечен наградой в 2008 году. Причем у нас три человека из «Белых рос» имеют правительственные награды.

Пользуются ли популярностью у горожан концерты белорусских исполнителей? И где сейчас гастролируют гродненские коллективы?
– В целом аншлагов нет. Но на концерты коллективов и артистов Гродненской филармонии ходят с удовольствием. Недавно была программа «Дорогая Элла» – выступление прошло «на ура», зал аплодировал стоя. Я считаю, у нас великолепные солисты. А наш оркестр вообще работает успешно, аккомпанирует на чемпионатах Европы и мира по спортивным танцам. Судьи увидели, как мы играем, и теперь приглашают и в Санкт-Петербург, и в Ригу, и в Вильнюс.
«Белые росы» – коллектив, который много лет успешно гастролировал за рубежом, был частым гостем Испании. Но сейчас там условия изменились, и у нас требования другие. Гастроли «за покушать мы вас посмотрим» нас не устраивают. Мы профессиональная организация, знающая себе цену.

Когда к нам приезжают российские артисты, в большинстве случаев они поют под фонограмму. Говорят, во время выступления Орбакайте, даже аплодисменты были  в записи. Так за что же люди платят?
– К сожалению, у нас еще нет закона, запрещающего выступление под фонограмму. Хотя устные рекомендации даже от вице-премьера на коллегии Министерства культуры поступали. Зато сейчас мы обязаны в афишах указать: живой звук, или минус, или что-то еще. За рубежом выступление под «фанеру» приравнивается к некачественному товару. Уважающие себя артисты такого не позволяют. Я приведу пример Аллы Борисовны Пугачевой. Несколько лет назад она была в Гродно с концертом. Как только приехала, сразу отправилась в Ледовый дворец спорта и находилась там все время, пока настраивали инструменты – около двух часов, а потом была репетиция.

А есть беспроигрышные концерты или артисты, когда вы на сто процентов уверены, что люди пойдут?
– Есть – детские шоу-программы. Ледовые и прочие цирки очень популярны. В остальном сделать прогноз не могут даже в Минске. Никто не ожидал, что концерты юмориста Маменко пройдут с большим успехом, везде был аншлаг. А вот московская оперетта в Гродно всегда шла при аншлагах, а в этот раз распродана только половина билетов.

Почему вы мало приглашаете молодежные группы, фолк, рок? «Ляпис Трубецкой» и «Джей Морс» иногда бывают, а тот же «N.R.M»…
– В определенной степени это связано с залами. На большой можно билетов не продать, а маленький… разве туда пригласишь рок? В этом году мы планируем провести джазовый фестиваль, причем на открытой площадке. В июне хотим организовать его на Августовском канале. Сцена у нас для этого есть очень хорошая. Кстати, сейчас на концертах мы проводим анкетирование, чтобы узнать, кого из артистов хотят видеть в Гродно. Надеемся, что читатели «Вечёрки» тоже будут присылать свои предложения.

В планах
Март
17 – Афанасьева
18 – Жанет
30 – Моисеев

Апрель
«Московский цирк на льду»
Ветров
«Джей Морс»
«Ляпис Трубецкой»

Май
Ани Лорак

Июнь
Сергей
Лазарев

Июль
«Лесоповал»

Октябрь
Шуфутинский

Громкие отмены
Витас. 2002 год. Выступление было запланировано после концерта Леонтьева. И хотя Витас не был еще «раскручен», цену на концерт организаторы выставили очень высокую.
Билан. 2008 год. За концерт попросили 30 тысяч евро, не считая расходов по райдеру.
«Ледниковый период-2». Стоимость билетов была до 105 тысяч, а приехали в Гродно далеко не звезды.
Кроме того: Дидюля, братья Пономаренко, КВН «Уральские пельмени».