Право на комфорт

Если в квартире холодно, деньги за отопление можно вернутьОтстоять свои права в споре с коммунальными службами станет проще. Правительство утвердило положения, которые поясняют, как применять на практике новый Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

О протекающих крышах, неисправных батареях или забитой канализации не писал, наверное, только ленивый журналист. Не надо вести статистику, чтобы сказать, что чаще всего читатели обращаются в газеты с жалобами на коммунальников. Неудивительно, что небольшая заметка о новом законе, опубликованная в «ВГ» №1 от 7 января, вызвала массу вопросов. Право на качество жилищно-коммунальных услуг у нас теперь есть, но что делать, чтобы его реализовать? Разобраться в тонкостях законодательства «Вечёрке» помогли эксперты – председатель городской организации ОО «Белорусское общество защиты прав потребителей» Вадим Рыжкевич и и.о. заведующей юридической консультацией Ленинского района Гродно Светлана Басалай.

Шаг первый.
Вы обращаетесь с претензией в организацию, которая оказывает жилищно-коммунальную услугу. Если вас не удовлетворяет качество холодной воды – обращайтесь в водоканал, если уборщица плохо убирает подъезд или в доме холодно – в ЖЭС или к председателю ЖСК, если перебои с электроэнергией – в электросети, и так далее. Претензии можно предъявлять как письменно, так и устно, в том числе по телефону. Ваша заявка должна быть зарегистрирована, вы вправе узнать ее регистрационный номер, а также данные работника, принявшего сообщение.

Шаг второй.
Работник обслуживающей организации составляет претензионный акт, который подписывает он сам и потребитель, то есть вы. Причем вы вправе подписать акт с оговорками. На основании акта исполнитель удовлетворяет ваши требования или дает мотивированный письменный отказ.

Шаг третий.
Если вы получили отказ, можно организовать независимую проверку (экспертизу) качества жилищно-коммунальной услуги. Для этого  обратитесь с заявлением в специальную комиссию (такие создаются в администрациях районов). К заявлению приложите копию акта проверки качества жилищно-коммунальной услуги исполнителем. Сроки проведения независимой проверки – 10 рабочих дней со дня подачи письменного заявления. По ее результатам составляется акт, который действителен шесть месяцев. Обратите внимание, что независимая проверка проводится за ваш счет – оплатить расходы нужно в течение пяти дней с момента получения документов на оплату.

Шаг четвертый.
Если результаты проверок, проведенных исполнителем и независимой комиссией, вас не удовлетворили, защитить свои интересы можно через суд.

Шаг пятый.
Когда правомерность ваших претензий подтверждена самим исполнителем, независимой проверкой или судом, требуйте устранения недостатков и перерасчета. Перерасчет производится с того дня, когда в обслуживающую организацию поступило ваше обращение. Кстати, в законе есть интересный момент. Если исполнитель в ответ на справедливые требования бездействует, можно выполнить работы самому или привлечь третьих лиц (конечно, если такое технически возможно). Не забудьте предупредить исполнителя – расходы должен будет возмещать именно он. Не исключено, что добиваться этого опять придется в суде.
Специалисты прогнозируют, что применение нового закона на практике вызовет еще немало вопросов и разногласий. Похоже, первым гродненцем, который испытает его в действии, станет житель дома по  проспекту Янки Купалы. На прошлой неделе он обратился в городское общество защиты прав потребителей и собирается отстаивать свои интересы через суд. Его история могла бы приключиться с каждым из нас. После короткого замыкания в квартире вышла из строя бытовая техника. Когда провели проверку, выяснилось, что виноват ЖСК: электрооборудование не обслуживалось должным образом. Председатель возмещать ущерб отказался.

Справка «ВГ»
О том, какие нам положены «скидки», если услуга оказана некачественно, рассказала Светлана Басалай.
— При несоответствии качества питьевой воды санитарно-гигиеническим нормам размер оплаты за холодное водоснабжение уменьшается на 10 процентов.
— При несоответствии температуры горячей воды стандартам (менее 50 градусов свыше трех суток подряд) за каждый градус снижения размер платы за подогрев воды уменьшается на 2,5 процента.
— При отклонении уровня напряжения, частоты электроэнергии от стандартов размер оплаты за услуги электроснабжения снижается на 0,15 процента за каждый час.
— При температуре воздуха в жилом помещении ниже +18 градусов более суток размер оплаты уменьшается с учетом непоставленного объема тепловой энергии.