Пятый алимент

Долг «кукушек» вырос до 450 тысяч долларов, а сумму алиментов увеличиваютЯ не застала дома мать девятерых детей. Дверь открыла восемнадцатилетняя дочь Дана. Оказалось, что Надежда Викторовна пошла в детский сад за шестилетним Андреем и четырехлетним Димой.

На сорокаоднолетней женщине числится долг по алиментам в два миллиона рублей: трое детей находятся в интернате, за Дану тоже надо платить в государственную казну, потому что она учится в училище. Дана приходит после занятий к матери помогать с годовалой Ириной. Надежда Викторовна и рада забрать детей из интерната, но не позволяют жилищные условия.

Дети в квартире не помещаются
«Двадцатидвухлетняя Анна, двадцатилетний Саша и я уже вышли из интерната, забрали нас туда, потому что в однокомнатной квартире мы все не помещались», – рассказала девушка. Действительно, квартира, расположенная в центре, напоминает коробок: маленькая кухня, небольшой коридор со шкафом и единственная комната, где помещаются только две кровати, стол и телевизор – утварь небогатая. На полу стоял таз с водой, Дана мыла пол и заодно кипятила белье. Ее сестра Ира на кровати внимательно разглядывала игрушки.
Получается, что трое детей Надежды уже стали самостоятельными, трое в интернате и столько же на воспитании. «Мать постоянно нас навещала, жили мы в интернате смешанного типа на проспекте Янки Купалы. Теперь два раза в неделю приходит к Вите, Антону и Рае. Если кто-нибудь из нас попадал в больницу, мама каждый день приходила. На Новый год мы всегда собираемся вместе, правда, вмещаемся с трудом», – поясняет Дана.
По ее словам, старшие дочери не очень обрадовались новости о пополнении в семье. Говорили маме, что и так детей слишком много. «Я просто люблю детей, но на Ирине уже «отстрелялась», теперь внуков буду ждать», – заметила Надежда Викторовна, когда вернулась с мужем и детьми. Женщина, которую лишили родительских прав, оказалась приличной, аккуратной дамой. По приходе она и муж начали переодевать опрятных мальчиков – Андрея и Диму.
– Когда у меня забирали детей, даже классный руководитель и родители заступались. С одной учительницей поспорила как-то, была выпившая после поминок… Не виновата, что у меня детей так много, а квартира однокомнатная, – поясняет многодетная мама.

Халтура помогает
Немного лукавит Надежда Викторовна. Раньше, в молодости, были грешки – когда жила с пьющей матерью, с ней иногда действительно выпивала. Но за детьми всегда следила. Уже много лет и вовсе не злоупотребляет, но квартирный вопрос не позволяет восстановиться в родительских правах. Так и получается, что дети, которые выходят из интерната, вновь к ней возвращаются. Она крутится как может: устраивает их к своим родственникам, копейку старается выделить. К расходам прибавляется еще то, что надо платить за детей в государственную казну. Теперь регулярно деньги вносит ее второй муж, от него родилось пятеро детей, сама Надежда в декретном отпуске.
– У мужа высчитывают 70 процентов заработка, потому что есть задолженность. На содержании еще трое детей, скоро надо готовить к школе Андрея. Выкручиваемся только потому, что муж строитель может подхалтурить, скоро и я пойду работать. Надеемся сделать ремонт и забрать детей, только надо перед этим задолженность обязательно погасить, – поделилась планами женщина.

Работа «из-под палки»
По словам старшего судебного исполнителя суда Ленинского района Светланы Яковенко, выплачивают алименты горе-родители медленно и, как правило, «из-под палки».
За два с половиной года, с тех пор как вступил в силу Декрет  «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», долг «кукушек» только по областному центру достиг 450 тысяч долларов.
– Сумма алиментов слишком велика. Если меня бы лишили родительских прав, не знаю, как выплачивала бы, – в шутку говорит Светлана Яковенко. – А я работаю в суде. Как правило, обязанные люди не имеют специальности, заняты на низкооплачиваемой работе: швеи, простые рабочие, дворники.   
С 1 января этого года, как пояснила судебный исполнитель суда Октябрьского района Екатерина Шостко, ежемесячную сумму алиментов увеличили примерно на 90 тысяч рублей. Теперь на детей до шести лет надо выплачивать ежемесячно около 260 тысяч рублей, от шести до восемнадцати лет – около 290 тысяч, на ребят, которые обучаются в вузах и сузах, – около 480 тысяч рублей. Как правило, у таких родителей по нескольку детей. К этому часто прибавляется долг за то время, когда уклонялись от выплат: находились в «декрете» с очередным ребенком или были в местах лишения свободы. Зачастую бремя выплат ложится только на женщин, потому что отцы имеют свойство исчезать в неизвестном направлении.  
И где найти такую работу, чтобы алименты платить и на жизнь хватало?

Трудовой кодекс на «кукушек» не распространяется
Центр занятости для алиментщиков бронирует вакантные места на предприятиях города. Там обязаны их взять и… не имеют права уволить, даже если они появляются в нетрезвом виде. На алиментщиков Трудовой кодекс не распространяется. Получается, что обязанности за них бесплатно выполняет другой человек, а  в отделе кадров числится «мертвая душа». В некоторых организациях пошли на то, чтобы платить алименты за обязанных граждан из прибыли предприятия, только чтобы нетрезвые люди не появлялись на работе и не портили дисциплину.
По словам участкового инспектора инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского района Гродно Сергея Капицы, в райотделах милиции созданы по два подразделения, которые занимаются только алиментщиками: вначале милиционеры их находят, потом вместе с ними идут в службу занятости, затем отводят в поликлинику на медосмотр. Затем участковые следят за тем, чтобы те ходили на работу. Если обязанный не появляется, милиционер едет за ним. А тот может оказаться и в пьяном состоянии. «Бывает, что участковый на работу приведет, а гражданин, который числится дворником, к примеру, нагло садится на скамейку и отказывается что-либо делать», – говорит Сергей Капица. Справедливости ради надо сказать, что есть и сознательные, они восполняют все затраты на детей, но это только три-четыре человека из четырехсот алиментщиков Гродно.
По словам Светланы Яковенко, сдавать квартиры обязанных лиц, а их переселять в жилье без удобств – тоже не выход. Таких случаев в областном центре четыре. «Эти квартиры, как правило, в запущенном состоянии. Надо потратить немало денег, чтобы приготовить жилье для сдачи внаем. К тому же часто в домах прописаны другие родственники», – поясняет она.
Но и привлекать к уголовной ответственности за невыплату алиментов безрезультатно. Получает алиментщик срок ареста, а за это время набегает еще большая задолженность.