Ходит жалоба по кругу…

Когда читатели приходят в редакцию? Чаще всего после того, как в поисках истины побывают во многих инстанциях, адресуемые поочередно то к одному, то к другому чиновнику. Знают ли они, что каждый день, а порой и не раз по тому же кругу проходят и журналисты?

Конечно, есть специалисты, которые всегда отвечают даже на самые «неудобные» вопросы. Если бы не они, то газеты, наверное, превратились бы в набор сплетен, слухов и субъективных мнений. Но в доброй половине случаев чувствуешь себя папарацци, подкарауливающим в словесной западне «секретную» информацию… о новом автобусном маршруте, например.
Каждую неделю на моем рабочем столе собирается целая стопка «горячих» вопросов – письменных обращений, звонков, SMS. И каждый день начинается с телефонного марафона. Обзвонив с десяток номеров, попадаешь, наконец, к человеку, который согласен дать информацию, но… после письменного запроса. Читай, недели через две. Кто-то просит перезвонить позже, потом еще позже и еще позже, пока вопрос не теряет своей остроты. Кто-то ссылается на начальство, мол, без разрешения общаться запрещено. Некоторые и вовсе воспринимают в штыки: «А зачем об этом писать?»
И все это – наша повседневная практика, рутина, и, может быть, не стоило бы в который раз о ней говорить, если бы… Если бы некоторые из «вариантов ответа» не становились правовой нормой.
Новые документы, касающиеся СМИ, журналисты восприняли эмоционально. Указ Президента №65, несомненно, вселяет надежду: по крайней мере руководители не смогут отказать в комментарии, и в государственных органах будут люди, в чьи обязанности входит общение с прессой. Но, с другой стороны, давать информацию – их привилегия. Стоит ли говорить, как это ограничивает контакты? Да и всегда ли, положа руку на сердце, ответ пресс-секретаря заменит комментарий специалиста?
Из нового закона о СМИ «ушло» положение о том, что запрос может быть как письменным, так и устным. Сроки, в которые можно ждать ответа, теперь неопределенны. Можно только надеяться, что все это не превратит в айсберг и без того изрядно подмороженную «горячую линию»…
Между тем журналисты пишут статьи вовсе не для того, чтобы кого-то дискредитировать. Наша задача – дать слово всем сторонам конфликта и вместе найти решение. А в ситуации информационного вакуума, бюрократических проволочек из публикации как раз и уходит самое главное – объективность. И в заложниках тишины – не только читатели. Ведь очевидно, что домыслы, негативное отношение как раз и рождаются из-за попыток должностных лиц уйти от ответа. Кто знает, если бы они заранее сообщали горожанам о планах, объясняли свои действия или причины, по которым невозможно сразу решить проблему, – может быть, люди реже жаловались в газету…