Скитальцы

Бомжи спасаются от холодов в доме ночного пребыванияВ восемь вечера в двухэтажном здании по улице Карского, 29 пахнет едой. Бездомные посетители готовят ужин. Зимой бродяг, которые желают переночевать в доме ночного пребывания, стало больше.

Здешние обитатели выглядят прилично: им выдают одежду из «гуманитарки», есть возможность постирать, поутюжить и помыться. По словам директора городского дома ночного пребывания Валентина Говорика, сегодня постоянных клиентов – шестнадцать человек, еще пять то появляются, то исчезают.
…47-летняя Тамара Ивановна, готовившая на кухне фасолевый суп, бомж со стажем. Скиталась по улицам около двадцати лет. Здесь ночует с 28-летним сыном, который недавно освободился из тюрьмы. «Муж со мной развелся и выгнал – пила много, но теперь не хватает здоровья, даже работать дворником не могу: третья степень ожирения, как видите… Спала на чердаках, в притонах, но остановилась, чтобы не потерять человеческий облик; мать меня даже на порог не пускает», – рассказывает женщина. Ее можно часто увидеть просящей милостыню у собора. С сыном ходит в баптистскую церковь, где есть возможность немного заработать в мастерских при приходе.
Высокий мужчина с худощавым неподвижным лицом держался отдельно от всех: после того как поел бутерброд с зельцем, аккуратно собрал оставшуюся снедь в пакетик, убрал крошки со стола и направился к выходу. Это 58-летний Павел Александрович. По характеру «тяжелый человек», как описывал его персонал ночлежки. Опыт скитаний у него тоже немалый. Есть и человеческая драма, забыть о которой не может: несправедливое обвинение, по его словам, в убийстве, незаконное лишение квартиры, пока он находился в местах лишения свободы, из-за неуплаты «коммуналки». Как пояснил Валентин Говорик, Павел Александрович не хочет восстановить паспорт, трудовую книжку и пойти работать. Мужчина рассказывает, что «трудится» в лесопарке Пышки: собирает бутылки, за которые в день можно выручить тысяч пятнадцать, а потом купить на вечер «молочка» – язва не дает покоя. Франц Петрович, которому 49 лет, тоже «занят» на улице – собирает макулатуру и бутылки. Его лишили ведомственного общежития после увольнения.
– У кого-то есть работа, кому-то подыскиваем. В центре занятости около двух тысяч вакансий, правда, не все наши клиенты хотят трудиться. У нас они могут ночевать в течение месяца, предполагается, что за это время лицо без определенного места жительства может восстановить документы, устроиться, получить угол в общежитии. Если не получается, то продлеваем пребывание, – поясняет Валентин Говорик.
А вот 52-летняя Нина Иосифовна после выхода из тюрьмы (наказание отбывала из-за убийства мужа в ссоре) устроилась на завод в пригороде и теперь думает, как поменять работу. Получает в месяц 65 тысяч рублей, а чтобы рассчитаться по алиментам, необходимо отчислять сто тысяч. 38-летний Игорь пропадает на ремонтах, у него, как рассказали здешние обитатели, «золотые руки». Оказался на улице, потому что спился с горя: жена была красивая… и изменила.
– Истории, как люди оказались на улице, похожи: пьянствовали и попались мошенникам, которые заполучили их квартиры, либо вышли из тюрьмы, а родственники их выписали. Бывает, что жены выгнали из-за пьянок… – продолжает Валентин Говорик, когда мы проходим по второму этажу дома ночного пребывания, которое больше напоминает комнаты европейского студенческого общежития.
У 44-летнего Михаила была квартира в Скиделе, но дружки «по бутылке» уговорили ее продать. Похожая ситуация у Ивана: квартиру в областном центре упросила продать сожительница, а когда деньги закончились, мужчина оказался на улице. Самый старший, 70-летний Степан Павлович, оказался без жилья по другой причине: гражданская жена умерла, а ее дети выписали старика. Теперь его оформляют в интернат.
Некоторым посетителям в ночлеге отказывают. «Мы не придираемся, но не можем пропустить пьяных, однако часто наши клиенты злоупотребляют алкоголем. Для проживания надо оформить медсправку в поликлинике по нашему направлению, это занимает один день», – поясняет директор дома ночного пребывания Валентин Говорик. Из правил – приходить надо не позднее 23.00. Вечером жильцов осматривает медработник: дезинфицирует раны, при хронических заболеваниях оказывает помощь.

Справка «ВГ»
По неофициальным данным, в Гродно насчитываются около двухсот бомжей. Каждый пятый из них погибает от отравлений суррогатом, от обморожений, в пожарах, когда засыпают с сигаретой в заброшенных домах или греются рядом с кострами.