По улицам бродит призрак распродажи

Для успеха любой операции, как известно, ее нужно озаглавить и возглавить. Что, собственно, у нас и сделали.

«Распродажам быть», – прозвучало практически одновременно с пожеланием, чтобы каждый директор стал маркетологом, а рабочий – продавцом. И началось. Даже дворовые продуктовые магазины срочно выделили секции с акциями, а среди несъестной группы  флажки со словом «скидки» явно обозначили грядущую пору  жесткого шопинга.
Почему же гродненцы до сих пор не прочувствовали прелестей распродаж и только недавно приобщились к локальным скидкам и мелким бонусам в отдельных магазинах? Собственно, и первый супермаркет открылся у нас только несколько месяцев назад, а распродажи прежде всего характерны для крупных торговых центров или сети магазинов, которым выгодно быстрее расставаться с товаром и увеличивать оборот.
Большие магазины, как правило, постоянно выделяют определенную акционную зону на входе и по пути главного трафика покупателей. Вне сезонов высокие скидки обычно не делаются, но цены все равно ниже за счет того, что товар приходит большими партиями.
Скидки на распродажах, как правило, выше, чем на акциях. Происходит это потому, что  срок действия распродажи небольшой, от недели до двух. По словам консультанта Гильдии маркетологов Беларуси Виолетты Мороз, снижение цены интересно не только продавцу, но и поставщику, поэтому они могут договориться. Например, магазин делает скидку 20 процентов, и поставщик – 20 процентов, в итоге получается 40 процентов.  Скидки в 20 процентов актуальны при акциях, которые длятся от двух недель до месяца.  Магазин может иметь собственный импорт – например, «Бигс» в состоянии снизить цены на польскую и китайскую одежду более чем на 50 процентов, чтобы быстрее закупить новый товар.
А многие просто не хотят терять деньги, им проще запаковать сезонный товар и положить его на год. Что в Гродно чаще всего и происходит с непродовольственной группой, конечно. И если позволяет оборотный капитал. Мелкие торговцы в Гродно предпочитают все же  из года в год выставлять устаревшие коллекции, выдавая их за новинки сезона. Цены при этом часто соответствуют дню сегодняшнему.
Накануне Нового года, в декабре,  фирменный магазин «Белвест» объявил 20-процентные скидки на все виды обуви. Однако связано это было с тем, что на несколько месяцев магазин закрывается в связи с переездом на другое место: с Горновых на Социалистическую.
Производителю скидки вообще делать невыгодно. По словам Виолетты Мороз, заключая договоры с магазинами, они слабо идут на это, разве только если продукцию нельзя переработать. Пока чаще наблюдаются случаи, когда предприятию лучше выб-росить товар, чем вернуть хоть какие-то деньги. Хотя возможно, считает Виолетта, причина в том, что производителям трудно перейти порог себестоимости: много нужно оформлять бумаг и обоснований, опасаются и проверок. В итоге легче оформить утилизацию.
Для промтоваров же наступает практически  мертвый сезон.  Как рассказала заместитель директора торгового центра «Велайм» Ольга Мысливец, люди стараются больше купить сегодня штучный товар, а не подбирать комплекты. Да, в центре работают с покупателями, объявлены скидки на отдельные виды, например мужские сорочки, используется реклама, но организовывать распродажи все же невыгодно. «Мы не можем опуститься ниже закупочной цены производителя, иначе необходимо платить в бюджет НДС на эту разницу», – объяснила Ольга Мысливец.
В январе правительство отпустило цены и разрешило предприятиям продавать ниже себестоимости, возможно шанс выгодной покупки хотя бы отечественных товаров и продуктов у людей еще появится.