Восставший из пепла

К Рождеству Самуэль Лозова вернется в Фарный костел К рождественскому богослужению в алтаре Фарного костела появится новая фигура. Спонсор, пожертвовавший деньги на его создание, займет свое место в первом ряду святых.

Скульптура гродненского маршалка Самуэля Лозовы – одна из четырех, пострадавших от огня в июле 2006 года. Фигуру вырезали из цельного куска липы. Приклеены лишь детали – руки, полы плаща, нос правого ботинка… Новый Лозова еще пахнет свежим деревом – последнюю стружку сняли за несколько дней до Рождества. Резчик из Вороново Казимир Мисюра, которому доверили реставрацию, трудился почти полгода по 12–15 часов в сутки. В качестве образца была лишь фотография. «В этом заключалась главная трудность. Портретной, пластической, чертежной информации остро не хватало», – рассказал мастер. В размерах ориентировался на статую Констанции, жены Самуэля Лозовы, которая расположена напротив в левом крыле алтаря. Скульптура останется в храме, а родовой герб семьи Лозова после праздника снова отправится в мастерскую. «Сейчас это наполовину обработанная болванка, – рассказал резчик. – А в конце он станет легким, ажурным». Эту тонкую работу выполняет сын Казимира Мисюры Игорь, преподаватель-стажер кафедры изобразительного искусства факультета искусств ГрГУ. Реставрация началась примерно два года назад. По словам настоятеля Фарного костела ксендза Яна Кучинского, резчика выбирали несколько месяцев. Полностью восстановить алтарь планируют в начале декабря следующего года, и приурочат это событие к именинам костела. Уже готова столярная конструкция высотой более двадцати метров. Отцу и сыну предстоит вырезать сгоревшие скульптуры святого отца Амброзия и двухметровых апостолов Фомы и Якова. Сейчас готовят к окраске левую часть алтаря, после Нового года займутся центральной. В какой цвет его покрасят, еще неизвестно. Проект новой колористики, как рассказал Ян Кучинский, будет готов только в конце весны. Во сколько обойдется реставрация, сказать пока сложно. Главный спонсор и куратор работ – министерство культуры Польши, значительный вклад внесли и прихожане. Кстати Главный алтарь Фарного костела в свое время считался самым большим барочным алтарем на землях бывшей Речи Посполитой. Поставили его всего за десять месяцев. Работы завершились 31 июля 1737 года. В какой цвет изначально окрасили алтарь, история умалчивает. Известно, что в 1844 году все плоскости были серо-мраморные, колонны – бело-голубые, а скульптуры – белые. Раскраска сохранялась более полувека, после чего святыню окрасили «под мрамор». Искусствоведы отмечают, что хотя эта полихромия не подходит барочному алтарю, даже в таком виде он производит сильное впечатление.