Божественная нота

Почему костелы переходят на электронную музыку? Каждое воскресенье прихожане Фарного костела в Гродно погружаются в молитву под величественные звуки органа. И только те из них, у кого есть музыкальное образование, не могут в эти минуты полностью отстраниться от мирских проблем. Инструмент уже не звучит так, как прежде, а когда органист отрывает пальцы от клавиш, продолжает играть… самопроизвольно.

Ремонт 70-летнего органа в Фарном костеле казался несбыточной мечтой. За это время не было ни одного капитального ремонта. Но самый большой урон нанесло не время, а пожар, случившийся летом 2006 года и повредивший главный алтарь. Не всегда на пользу шло и переделывание деталей, которым пытались заменить отсутствие качественного ремонта: в Гродно профессионалов не было. Впрочем, нет их и сейчас.
Московские музыканты (им довелось играть на концертах, организованных в храме областной филармонией), посоветовали настоятелю костела ксендзу Яну Кучинскому обратиться за помощью в Германию, которая славится высококлассными специалистами. Так и сделали. Немцы побывали в Гродно, но диагноз поставили неутешительный: на ремонт потребуется 120 тысяч евро. Где их взять, если приход еле справляется с дорогостоящим ремонтом алтаря?
Как же обрадовались прихожане, когда узнали, что на восстановление инструмента горисполком выделил первые сто миллионов рублей! По словам настоятеля костела ксендза Яна Кучинского, в Германию уже отправили письмо с просьбой заключить договор на поставку необходимых деталей.  
Кстати, Гродно – единственный город в Беларуси, в храмах которого сохранились три ценных инструмента. Самый старинный находится во Францисканском костеле. Снаружи творение мастера Матеуша Краевского выглядит так же, как и в середине XVIII века. «Деньги на его создание пожертвовала Констанция Лозова, жена гродненского маршалка, прожившего, говорят, 104 года», – рассказывает настоятель ксендз Юзеф Макарчик, позвякивая связкой ключей. Кстати, за счет этого семейства был возведен и алтарь Фарного костела. В знак благодарности рядом со святыми и апостолами были установлены и скульптуры, изображавшие щедрых супругов. Деревянная фигура Самуэля Лозовы сгорела, по иронии судьбы, во время злополучного пожара.
Скрипучие ступеньки ведут на балкон, где установлен орган. «Молчит уже четыре года, – сетует ксендз Юзеф Макарчик, открывая дверцу, чтобы продемонстрировать «внутренности» огромного музыкального организма. – Прежде на нем играл магистр музыкознания Юзеф Садовский, он получил специальное образование в Варшаве, но пять лет назад ушел из жизни».
Теперь величественное звучание заменяет синтезатор. Рядом с ним в углу высятся горы песенников. В 1980-е годы механические системы стали заменять электроникой. Не удалось этого избежать и органу Францисканского костела: его в 1989 году перестроил вильнюсский мастер. Но вернуть первоначальный вид еще можно. Ксендз Юзеф надеется на деньги Евросоюза: такой выход предложили специалисты из польского Министерства культуры, поскольку речь идет об историко-культурном наследии двух народов. Год назад они тщательно осмотрели инструмент и пришли к выводу, что капитальный ремонт необходим.
А вот орган Бернардинского костела из-за кустарной переделки, похоже, навсегда утратил историческую ценность. Старший научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки Белорусской государственной академии музыки Владимир Невдах не уверен, можно ли его отреставрировать. Хотя этот экземпляр гораздо скромнее своего предшественника, установленного в 1912 году мастером Адольфом Гоманом и дополненного в 1931-м швейцарским электромотором. Орган сгорел вместе с крышей костела в июне 1941-го. А когда точно изготовили тот, что стоит сегодня, никто уже и не помнит. Его привезли из Риги 30 лет назад. Он продолжает издавать звуки благодаря стараниям местных умельцев пана Стасека и пана Марека. Один из них работал настройщиком пианино, второго всегда можно увидеть на ярмарке в день святого Казимира – он продает дудочки. Настоятель костела ксендз Антоний Ханько о ремонте не задумывался: прихожане довольны и такой музыкой, а для концертов инструмент все равно не годится.
В храмах по всей стране сохранилось около ста инструментов, и большинство из них в плохом состоянии. Владимир Невдах причину видит в нехватке специалистов. До недавнего времени ремонтом в республике занималась всего одна семья. После того как отец ушел из жизни, его дело продолжает сын, но у него всего две руки. А чтобы реставрацией занялись за рубежом, инструмент нужно разобрать и вывезти из страны. Большинству приходов такая дорогостоящая процедура не по карману.

Эксперт «Вечёрки»
Заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Игорь Чернявский:
 – На уровне нашего управления реставрация органов не обсуждалась ни разу, хотя проблема, безусловно, есть. Хочу отметить, что бюджетные деньги выделяются на восстановление тех объектов, которые внесены в список историко-культурного наследия. Например, в Фарном костеле в Гродно таковым является алтарь.