Мост простоит сто лет

Опорные фермы cделали из той же стали, что корабли и подводные лодки «Вечёрка» узнала, чем обновленный Старый мост стал лучше, чем прежний.

«Следующий раз мост придут реконструировать те строители, которые еще не родились», – сказал директор ОУПП «Институт «Гродногражданпроект» Владимир Дешко, проводя экскурсию на выездной сессии горсовета.
Идея расширить проезжую часть (правда, до трех полос) и вынести тротуары на консоли родилась еще в семидесятые годы прошлого века. Но пока ее обсуждали, транспорта становилось все больше, а закрыть мост – проблематичнее. Сколько бы еще он протянул с 1949 года, неизвестно. Когда обследовали пролетное строение, оказалось, что ходить по тротуарам было уже небезопасно.
От старой конструкции остались несущие балки да опоры, часть из которых стали короче почти на восемь метров. С них убрали лишний вес: по триста кубов бетона с каждой. В итоге проезжая часть стала шире, а нагрузка на опоры осталась прежней. Как это удалось, ведь они оставались на месте? Пришлось применить ноу-хау. Сначала срезать по бокам, затем подвести опорные фермы, которые приняли на себя вес верхнего полотна, и вырезать оставшийся внутри «пенек». По словам Владимира Дешко, такой прием не описан ни в одном учебнике: «Прямо скажу: проект дерзкий, мы ночами не спали. Но все обошлось, сомнений нет». А распиливали бетон по той же технологии, что и затонувшую подлодку «Курск»: тросом с победитовыми напайками. Благодаря этому сэкономили почти 0,5 миллиарда рублей. Оказалось, за оборудованием не надо ехать далеко: его закупила минская фирма, учредители которой – бывшие военные.
По словам Владимира Дешко, четвертый мост (рядом с железнодорожным) теперь не нужен. Пригодится он в районе КСМ, да и то если на другом берегу вырастет микрорайон на сто тысяч жителей.

В Неман пойдет чистая вода
Главная проблема для несущих конструкций – это вода и те соли, которые в ней содержатся. Поэтому на проезжей части нужно регулярно менять асфальт, а деформационные швы выполнить с особой осторожностью: так, чтобы они не пропускали влагу и не цеплялись за колеса. Чтобы остановить поток при залповых ливнях со стороны Советской площади и улицы Парижской коммуны, установили лотки, перехватывающие воду. А под мостом на обоих берегах спрятаны емкости очистных сооружений, которые уберегут Неман от грязных стоков.

Мост окупит себя за год
Реконструкция моста с подходами к нему стоила 44 миллиарда рублей. Сюда относятся: путепровод по улице Дарвина, развязка по левой набережной, подходы от Советской площади до табачной фабрики, от улицы Победы до Советских пограничников, улица Подгорная, частично – Суворова. По подсчетам института, перерасход топлива при закрытии моста тянет на сумму 40 миллиардов рублей в год. А поскольку проект реализовали гораздо быстрее (нормативный срок – три с половиной года), город сэкономит больше ста миллиардов рублей.