Чужое лицо

В Британии белорусы чаще всего становятся литовцами и поляками Неделю назад Андрей прилетел в Гродно из Лондона. В Британии он  год убирал гостиничные номера.

После вуза уехал по  рабочей программе гостиничного обслуживания и целый год должен был мыть номера за минимальную оплату  – пять фунтов в час. Приглашающая фирма до сих пор базируется в Лондоне и занимается набором рабочей силы из стран  Восточной Европы.  Для нанимателя это выгодно, он платит за каждый час уборки два евро фирме и пять – работнику. Зато всегда, когда это необходимо,  есть ресурс.
– Все хорошо, пока мне было интересно просто зарабатывать деньги, а потом, захотелось там  жить, учиться. Однако я все это мог себе позволить, только если бы был вне закона,   – рассказал Андрей в редакции. – Я убирал шестнадцать комнат и все равно не был хорошим, меня постоянно проверяли и прессовали. Самое главное – максимальный доход не превышал тридцати пяти фунтов в день, больше сделать было физически невозможно. Не нравится, никто не держит насильно, но при этом твой рабочий лист закрывается.
Очень часто в Британии белорусы меняют минимальный заработок на нелегальный труд с «чужим лицом». «Мои друзья поменяли паспорта, чтобы устроиться на более высокооплачиваемую работу, и это обычная картина», – рассказал Андрей.
Обычно за вакансию платят посреднику, чаще всего предлагают паспорта поляков или литовцев, как правило покупают их у алкоголиков, а потом «пострадавшие» заявляют о пропаже.
 «Если не повезет, можно быстро  лишиться денег и стать бомжом. Я видел такие варианты. Есть люди, которые приезжают без английского, без знакомых. И тогда человек открывает газету на русском языке.  В первой ее половине обычно тексты, но на них мало обращают внимания. Все самое важное во второй половине – частные объявления. Кладезь кидалова и развода, хотя есть и нормальные сообщения. По объявлению очень просто купить паспорт, стоит он от 300 до 1000 фунтов».
В Британии паспорт нужен прежде всего, чтобы приняли на работу. С нелегалом никто связываться не будет, предложение рынка труда слишком велико.  Паспорта работодатели обычно тщательно не проверяют, но если обратишься в банк или социальную службу, вот здесь фальшивку очень быстро определяют, а ее обладателя могут посадить.
Это миф, что работу в Британии найти очень просто. Поляки ,например, начинают возвращаться домой, где работы становится больше. Так что  очень просто отчаяться и потерять последние деньги. Мошенники обычно кормятся на тех, кому тяжело. Предлагают сначала заплатить за устройство на работу, а потом люди приходят туда, где их никто не ждет.
Для женщин очень широко предлагаются эскорт-услуги. Проституция в Англии официально запрещена, но девушка всегда может договориться об интимном продолжении эскорта. Я знал нескольких белорусок, которые этим занимались добровольно. Зарабатывали примерно 60 фунтов в день. А потом уехали. Гораздо надежнее, но и дороже обращаться в легальные конторы по трудоустройству».
– Моему знакомому повезло,  предложили реальную инженерную вакансию в крупной кампании. С тех пор он начал движение вверх, за несколько лет дослужился до  заработка неплохого для молодого британца – почти в две тысячи фунтов в месяц, иногда было больше.
Но ему пришлось уехать, потому что так же, как и я, он захотел остаться…
Теперь для того, чтобы вернуться в Англию, Андрей должен, например, зарабатывать в Беларуси официально (с подтверждением в налоговой)  две с половиной  тысячи долларов в месяц на протяжении двух лет. И тогда можно попасть в программу для высококвалифицированных специалистов. Правда, программа рассчитана на молодых людей. Кому больше 25 лет, снимаются баллы. Второй вариант – студенческая виза. Но она не дает права на работу.
– Я принял к действию принцип «никогда не говори никогда». Стал обзаводиться английскими друзьями, ездить по стране. Начал там просто жить, и как раз это и было невозможно. Когда над тобой висит: надо зарабатывать деньги, ты пашешь, экономишь на мелочах, еде, развлечениях; ты знаешь – все лучшее дома, там наверстаешь. Зарабатывать можно, но строить будущее без легализации не получится. Хочется написать это большими буквами.
В Гродно Андрею хватило нескольких дней, чтобы вернуться в свое прошлое, но рюкзак в дальний угол он забрасывать не стал.