Князь или дворник?

Человек, одетый по моде 1970-х, присел возле гостиницы на потертый чемодан. Свободных мест, как всегда, нет.

Скульптуру советского гражданина, приехавшего в командировку, установят в Лиде к 685-летию со дня основания. Прежде не раз обсуждалась идея о том, чтобы к юбилею установить конную статую великого князя Гедимина. Ведь именно он в 1323 году построил здесь замок, дав начало городу. К слову, долгое время годом основания Лиды считался 1380-й. Совсем недавно ученые посовещались и решили перенести дату на 57 лет назад, благодаря чему лидчане и отпразднуют юбилей этой осенью.
Как раз с замком и соседствует многоэтажная гостиница. Стоит ли говорить, на каком из зданий после установки бронзового гражданина будет сделан акцент.
Мода на парковую скульптуру в Беларусь пришла недавно и из столицы быстро перетекла в райцентры. В городах и весях, как грибы после дождя, стали появляться дворники, девочки с зонтиками, лошадки, огурцы… Минский скульптор, которому заказали лидского командировочного, собирается поставить в Бобруйске бронзовых хоккеиста и Шуру Балаганова. Простите, какое отношение эти герои имеют к белорусской истории? Или они давно стали привычной частью городского пейзажа?
К счастью, скульптуры, которые собираются установить в Гродно, не противоречат духу города. Я имею в виду Городничанку и Зодчего, о которых «Вечёрка» писала не раз. Прекрасно вписались бронзовый гражданин на входе в парк имени Жилибера и купидон возле загса. Но увлекаясь скульптурами, мы забываем про памятники. Почему в королевском городе нет королей? Где наши писатели и поэты? А прославившийся на весь мир создатель искусственного языка эсперанто?
Конечно, скульптура дешевле. И многие идут на поводу у заезжих ваятелей, которые, шурша страницами альбомов с эскизами, предлагают по дешевке «населить» городские улицы своими работами. Мол, дворников видим каждый день, типаж характерный, родной и всем привычный, так почему бы его не увековечить в бронзе? Это создаст милую и непринужденную атмосферу. Но если так рассуждать, давайте поставим памятник выпивохам, ведь к ним тоже все привыкли. Многие согласятся, что неплохо бы на железнодорожном вокзале изваять контрабандиста. А как дань прошлому – бронзовую очередь за колбасой рядом с гастрономом…
Хотелось бы надеяться, что на улицах Гродно вместе с безымянными персонажами появятся те, о ком стоит почитать в учебниках истории.