Бронзовый молот

Первое интервью после Пекина Иван Тихон дал для читателей «Вечёрки»Если бы у нас в республике присваивали звание народного спортсмена, первым его получил бы Иван Тихон. По крайней мере, пробиться к нему сквозь толпу встречающих и поздравляющих соседей оказалось невозможно. Так что с Иваном мы беседовали уже у нас в редакции.

Как возникла традиция встречать тебя с соревнований всем двором?
– Не знаю. Четко определить момент не возьмусь. Просто в один миг традиция появилась. А теперь доросла до огромных масштабов. Но все очень приятно. Дети за автографом подбегают. Если это хоть одного их них подвигнет заниматься спортом, уже будет отлично.

Сейчас олимпиада закончена и все обсуждают достижения китайцев. Чем ты объяснишь этот успех?
– Мотивировать можно по-разному: деньгами, идеей. Но лучше выдерживать золотую середину. Впрочем, для спортсменов такого уровня лишняя мотивация или даже давление со стороны тренеров излишни. Каждый из тех, кто приехал на олимпиаду, вложил в спорт свое здоровье, время, да целую жизнь. И высокий результат на соревнованиях – это та компенсация, которую ты даешь себе и своим близким за все, что ты им недодал.
Что касается китайцев, то успех можно объяснить основательностью подготовки. Для меня это уже третья олимпиада, но по уровню организации, наверное, первая. Придраться просто не к чему. Были даже моменты,  которые сам не придумал бы. Например, я ехал в такси. Пытаюсь на пальцах объясниться с водителем. А он мне дает аппарат, по которому говорят на русском. Я в трубку объясняю, чего хочу. Потом отдаю трубку водителю, и он выслушивает инструкции на китайском.

Ты веришь в магию чисел? Вот китайцы положились на все восьмерки и, похоже, не прогадали.
– Вообще что-то такое есть, но не могу сказать, что я на этом зацикливаюсь. Когда метаю, то стараюсь в каждой попытке найти что-то для вдохновения. Например, первая попытка должна пройти хорошо, чтобы первый блин не комом, третья – святая троица, надо хорошо метнуть, пятая – ну как же, вспомню школьные пятерки и метну на пятерку…продолжать можно долго.
Но если ты не делаешь как следует свою работу, а только веришь в числа, то ничего не получится. Так что, думаю, объяснять успех китайцев только удачей не следует.

Поговаривают, что китайские атлеты тоже не сильно надеялись на удачу и пытались выбить соперников с помощью допинг-тестов. К вам сильно приставали с допинг-пробами?
– В легкой атлетике не очень. Самое пристальное внимание уделялось тем видам спорта, в которых выступали китайцы. К нашим тяжелоатлетам проверки приходили и утром, и вечером. Впрочем, почти все золото в штанге и взяли китайцы. Россиянки рассказывали, что их потянули на пробы, как только они прилетели.
Но здесь надо понимать, что чудесной палочки-выручалочки не существует. Если ты не трудишься, то никакой даже суперпрепарат спортсмена мирового уровня из тебя не сделает.

Китай славен своими сувенирами, ты привез что-нибудь необычное?
– Вот мой главный сувенир (Иван кивнул на медаль). Но вообще я не сторонник тащить сумки покупок, как раньше. Получалось так – наберешь, наберешь, привозишь домой. Открываешь и понимаешь, что в багаже всякий хлам.
Так что привез я в основном различную символику. Ну а от того, чтобы запасаться одеждой, я давно отошел. Не думаю, что майка из Китая окажется лучше той, что я могу купить здесь.
Хотя, наверное, для многих европейцев было шоком узнать, сколько на самом деле стоят вещи, которые продаются в Европе за бешеные деньги.

Китайскую кухню попробовать удалось?
– Питались мы в основном в столовой. Выбор был большой, но на соревнованиях обычно выбираешь более привычную пищу. Организм может не оценить изысков в самый неподходящий момент. Кроме того мы привезли с собой из Беларуси хлеб, воду, сало и колбасу.

А как же специальные диеты? Неужели не пользуешься?
– Нет, просто слежу за качеством пищи. А чтобы калории подсчитывать и за весом следить, это не по мне. Я предпочитаю домашнюю пищу. Моя жена прекрасно готовит. У нее куча кулинарных журналов. Да и сам я с голоду не умру. Первое и второе всегда смогу приготовить. Впрочем, какого-то любимого блюда у меня нет. Воду и напитки я не пью (Иван даже отказался от предложенного в редакции чая и кофе)

Когда планируешь заканчивать спортивную карьеру? Ты ведь собираешься на следующую олимпиаду?
– Честно говоря, об окончании карьеры еще не думал. Ну а что касается следующей олимпиады, загадывать еще рано. Это все-таки спорт. Пока я буду конкурентоспособен, пока здоровье будет позволять метать и показывать хорошие результаты, буду выступать.
Но из сектора для метания я хотел бы уйти в организационную часть большого спорта. Мне кажется, этим должен заниматься человек, который хорошо понимает потребности спортсменов. Сможет и стенку прошибить, а где-то, наоборот, защитить наших атлетов. Иногда из-за недостатков организации мы теряем до двадцати пяти процентов результативности. А может, займусь тренерской работой.

Бывали у тебя моменты, когда жалел о том, что занялся спортом?
– Нет. Такого не было. Вот небольшие приступы депрессии случались. На прошлой олимпиаде меня «накрыло» прямо в секторе для метания. Вдруг понеслось в голове ­– чего я сюда приехал, взять бы и уйти. Носило меня так минут двадцать. Но ничего, потом собрался и метнул на серебро.

А не хотел бы  вернуться назад и что-нибудь исправить в своей жизни?
– Нет. Это моя жизнь, я ее прожил, как прожил. Пусть с ошибками, значит постараюсь их больше не повторять и своих детей предостеречь.

Справка «ВГ»
Тихон Иван Григорьевич
Родился 24 июля 1976 года в деревне Гловсевичи Слонимского района.
Спортивные достижения:
Четвертое место на семнадцатых олимпийских играх. Трехкратный чемпион мира, серебряный призер  восемнадцатых олимпийских игр, бронзовый призер девятнадцатых олимпийских игр. Трехкратный чемпион мира в метании молота.
В 2005 году одного сантиметра не хватило Ивану, чтобы побить мировой рекорд в метании молота.
Любит читать:
 классиков (Пикуля, Ремарка) и духовную литературу;
слушать Высоцкого.