В Старом замке будет баня

Как изменился проект реставрации В первую очередь на территории Старого замка восстановят постройки со стороны Немана.

Сейчас архитекторы работают над эскизным решением первой очереди. В нее войдут как существующие строения, так и те, которые предстоит воссоздать практически с нуля. Это барбакан, въездная брама с каплицей и куполом, пристройка (она появилась в XVII веке), каменица, мерная изба, башня с королевской баней. Все это соединит с дворцом закрытая галерея. Здесь помогут материалы саксонских архитекторов середины XVIII века, которые возвели Новый замок и перестроили Старый. Тогда были сделаны обмеры зданий, которые еще не претерпели изменений.
В проекте реставрации 1990-х годов планировалось, что третью часть двора займут воссозданные строения XII века. Предпочтение решили отдать более поздней эпохе, «упрятав» старинные руины в подземный павильон, где их смогут осматривать посетители. А над Нижней церковью появится «фонарь», через который будет проникать естественный свет.
«Вечёрка» уже писала о том, что главным в ансамбле станет ренессансный дворец. Его постараются сделать таким, как во времена Стефана Батория. Чем будут руководствоваться архитекторы?
– У нас есть, за что зацепиться. Хорошая подсказка – гравюра Маковского. Имеются сведения, собранные польскими археологами в 1930-е годы и советскими в 1940–80-е. Существуют, наконец, натурные данные: стены, которые сохранились до наших дней. Это поможет воссоздать пропорциональный строй объекта. Первую высоту мы «ловим» закрытой галереей, часть которой можно увидеть сегодня, – рассказывает научный руководитель объекта, главный архитектор проекта реставрации Старого замка Владимир Бачков.
Но если следовать европейской традиции, восстанавливать комплекс нужно на XVIII век, ведь с тех пор сохранилось больше. Владимир Бачков, тем не менее, считает, что ренессансный дворец Стефана Батория выглядит гораздо выигрышнее. Ведь саксонцы значительно упростили внешний вид здания: исчезли аттики и декор, широкие проемы стали узкими. Все потому, что доминировать должен был Новый замок, Старый с тех пор носил вспомогательный характер.
Санти Гуччи, выходец из Флоренции, был не только королевским архитектором, но и скульптором. Поэтому все декоративные элементы, которые украсили дворец Стефана Батория, вместе с подмастерьями делал сам. Есть ли в Беларуси специалисты, способные повторить тонкую работу зодчих тех времен?
– Нам нужны хорошие каменотесы, – соглашается Владимир Васильевич. – А когда «зайдем» в интерьеры – и мастера, которые сделают полы, резные потолки, изразцовые печи. Думаю, за помощью можно обратиться к полякам, я имею в виду предприятие PKZ.
Как только начнутся земляные работы, на территорию должны пустить археологов. В первую очередь, нужно открыть фундаменты, чтобы оценить их состояние. Последние исследования на предмет реставрации проводились в 1980-е годы.

Справка «ВГ»
PKZ – государственное предприятие «Мастерские консервации памятников истории и культуры. Существует с 1950 года. Самые известные работы: восстановление королевского замка в Варшаве, реставрация исторических центров Гданьска, Кракова, Торуни. Предприятие занимается объектами и за границей: в Алжире, Вьетнаме, Германии, Египте, Италии, Монголии, России, Франции.