Гравюры Ван Дейка

выставлены в Овальном зале Нового замкаПотрясающую серию портретов XVII века можно увидеть в Новом замке. Как выяснилось, в Гродно хранятся целых три десятка гравюр знаменитого фламандского художника Антониса Ван Дейка, которые прежде не выставлялись.

Ван Дейк был самым любимым и талантливым учеником Питера Пауля Рубенса, создавшего в своих мастерских целую школу искусств. Именно им в голову пришла мысль растиражировать свои произведения в надежде, что они принесут им небывалую популярность. Так и вышло. Рубенс поручал ученику не только живописные полотна, но и рисунки, которые затем воплощали в графике. Но Ван Дейк пошел дальше: лучше всего ему удавались портреты, и здесь он достиг совершенства.
За несколько лет художник создал серию из восьмидесяти офортов, на которых изобразил знаменитых современников. На них предстали монархи и полководцы, государственные деятели и философы, но большая часть была посвящена людям искусства – живописцам, граверам, скульпторам. Мастер сделал наброски с натуры, собственноручно выполнил часть офортов, остальные поручил граверам. Впервые серия увидела свет в 1632 году и тут же стала популярной.
Гравюры музей приобрел у частного лица еще в 2001 году. Цена была сравнительно невысокой: хозяин не был уверен, является ли обладателем подлинников. За три года музейщикам удалось установить, что это не подделка. Водяные знаки на бумаге подтвердили: она выпущена в Антверпене или Амстердаме в XVII веке. На то же время указал и спектрографический анализ, проведенный Институтом молекулярной и атомной физики Национальной академии наук. Выставку «Ван Дейк и его эпоха» дополнили редкими иллюстрированными книгами из фондов музея, среди которых «Декамерон» Боккаччо, изданный в Венеции в 1594 году.