Бизнес на бобах

Шведы научат нас варить кофеКофейные олимпийские игры – чемпионат мира среди бариста – прошли в конце июня в Копенгагене. Чтобы завоевать звание лучшего мастера, участникам необходимо было в течение пятнадцати минут приготовить по четыре эспрессо и капучино и столько же авторских безалкогольных напитков на основе эспрессо. Чемпионом стал ирландец, а вот из Беларуси участников не было, только гости.

Бесплатная уловка
Любитель кофе Сергей Михайлов в корне не согласен с тем, что в Гродно до сих пор нет ни одного достойного заведения, где могут профессионально готовить кофе. В наших кафе и ресторанах, по его мнению, готовить этот напиток толком не умеют. Причина – незаинтересованность руководителей общепита и полное отсутствие специально обученных кадров.
– Люди приходят в ресторан или в кафе на чашку кофе, но не получают удовольствия от этого напитка, – говорит он. – Но если мы платим деньги – давайте требовать качество и профессионализм. Поставщики продают дешевые зерна по цене элитных сортов. При этом, используя маркетинговую уловку, предоставляют в аренду или почти «бесплатно» низкого качества кофе-машины. Рестораны и кафе на это соглашаются и покупают дешевые зерна в два-три раза дороже их реальной стоимости. А покупатель получает плохого качества и  неправильно приготовленный кофе по цене, в которую включены не только хороший и качественный кофе, но и мастерство бариста.
Кстати, мастера приготовления кофе в Европе называются «бариста». Сергей учится искусству приготовления кофе в Швеции и знает об этом восточном напитке все. Более того, он полагает, что это одно из самых перспективных направлений бизнеса.
Таблетка под язык
Сергей Михайлов продемонстрировал свое искусство в ресторане «Лимузин». Оказалось, при приготовлении эспрессо на кофе-машине грамотный мастер должен регулировать температуру воды и помол зерен в зависимости от погоды. «Сегодня помол мелковат, надо увеличить», – сказал мастер и стал прессовать таблетку из кофейного порошка. Аромат стал дразнить ноздри еще до того, как  кремовые капли упали в чашку.
Оказывается, есть специальные стандарты даже для такого простого на первый взгляд кофе, как эспрессо. Время пролива воды не должно превышать 25–30 секунд, берется специальная коническая чашка емкостью 50–60 мл, напиток подается в течение 30 секунд. Правильно приготовленный эспрессо должен иметь пенку или, на языке профессионалов, крема. На основе эспрессо готовят другие разновидности напитка.
Бунгало вместо кофейни
По информации директора одного из гродненских ресторанов, поставщики кофе для общепита продают килограмм обжаренных зерен за 90–100 тысяч. С наценкой чашка стоит до 4–5 тысяч. А на вкус – никак, потому что бармены приготовить напиток не обучены, да и оборудование оставляет желать лучшего.
Между тем даже на фоне дефицита хорошего кофе желающих открыть в городе настоящую кофейню не нашлось. Единственный обжарщик и крупный поставщик зерен на белорусский рынок, предприятие «Икартайм», тоже пока не заинтересовано в развитии сети фирменных заведений. Даже ему, представителю раскрученного бренда «Матадор», это пока не по карману.
Как сообщила маркетолог компании Наталья Медведева, на фоне увеличения потребления кофе «Икартайм» заинтересован пока только в расширении фирменных точек продаж, стилизованных под бунгало. Пока в Гродно таких четыре, крупные магазины с трудом идут на контакт, пятое бунгало откроется в гипермаркете. Здесь предлагают элитные сорта по 50–60 тысяч рублей за килограмм. Зеленые, необжаренные зерна хороших сортов поступают в Беларусь по 35–40 тысяч. Тогда как на товарной бирже, например в Нью-Йорке, кило кофе стоит от двух до четырех долларов.
Шведский бизнес идет к нам
В ближайшее время шведская консалтинговая компания «J-Rus Consulting» запустит проект развития кофейного бизнеса в Беларусии. Планируется открытие курсов подготовки бариста, открытие демонстрационного салона профессионального оборудования, и самое главное – будет поставляться кофе свежей обжарки от частных мастеров Скандинавии, которые обжаривают кофейные бобы самых известных плантаторов мира.