Уходим не на каникулы, а в неизвестность…

Подобные sms в последнее время присылают в редакцию постоянно. Давно школа не переживала столь масштабного потрясения своих основ.

Возвращение к одиннадцатилетке, факультативы вместо профильного образования, год за два, исход пения и ОБЖ… При этом председатель комиссии по анализу системы общего и среднего образования, первый заместитель главы Администрации Президента академик Анатолий Рубинов уверяет учителей и родителей в желании «как можно меньше ломать, не отказываться от того, что прижилось, что работает и дает хорошие результаты».  
Собственно, времени разобраться в том, что дает хорошие результаты, а что нет, было очень мало. Прошло всего чуть больше двух месяцев, как Президент поручил разобраться в актуальности двенадцатилетнего обучения, и несколько недель на корректировку, такое чувство, что готовых изначально, ответов.
Блицкриг десяти лет трудов после реформы завершается возвращением в СССР? Но тогда правила  не менялись, выпускник знал, сколько у него времени, как проходит вступительная кампания, где он будет жить и потом где работать. Можем ли мы сегодня это гарантировать главным заказчикам образовательных услуг и во многом донорам школьной материальной базы – родителям и детям? У меня такое чувство, что мы остались последними, к кому нужно прислушиваться в этой ситуации.
И то правда, родительская общественность разделилась по интересам. Все волнуются по личному поводу. Родители первоклашек не знают, куда отдать малышей, ведь все школы могут стать одинаковыми. Пятиклассники лингвистических школ рискуют выучить английский за два часа в неделю (вернемся в то же советское время, когда английский так учили все и никто не знал). Усекновение профилей может вообще поставить крест на уже достигнутых методиках обучения, на личных разработках и достижениях наших творческих педагогов.
Пятидневка при шестидневном обязательном посещении школы и факультативах в субботу…  Когда ученику изучать предметы углубленно, если необходимо при этом участвовать в соревнованиях, познавательных играх, концертах и прочем?  Программа в специализированных школах, лицеях, гимназиях не смогла адаптироваться годами к пятидневке, не помещается. И как ее впихнуть в факультатив?
В этом году у нас в стране 97 тысяч выпускников базовой школы  и 92 тысячи – одиннадцатиклассников.  Объедините категории, сделайте небольшую поправку на то, что детей по одиннадцатилетней системе учится меньше, чем по двенадцатилетней,  и получите конкурс в 2009 году. Двойной удар выдержать придется по наспех урезанной программе и по учебникам новым-старым, и еще вступить в конкуренцию с выпускниками на год старше, которые учатся с семи лет.
Так что, «уходим в неизвестность», но хоть каникулы пока никто не отменил.