Город мастеров

Пусти по Неману лодку, и она приплывет в АлитусПод звон бокалов

Алитус – это город, где «все включено». Здесь делают шампанское,  лед для него (холодильники) и очистные установки. Вот такой круговорот наблюдали журналисты «Вечёрки»  в минувший четверг.

Укрепить деловой  статус сегодня,  по словам мэра Чесловаса Даугелы, помогут промышленные парки (литовский вариант свободных экономических зон). Резидентам предоставляют льготы (в частности, по налогообложению – на десять лет).  В новый парк, на северной окраине города, правительством Литвы уже вложено 45 миллионов литов. В первую очередь надежды возлагают на высокие технологии и деревообрабатывающие предприятия. Вокруг – леса, ведется промышленная вырубка, и сюда уже пришли известные бренды.
Кстати, привлечением выгодных деловых проектов в мэрии занимается отдел из девяти человек, но и в других есть люди, которые работают в этом направлении. Собственно, большая часть службы чиновников и заключается в привлечении инвесторов.
В Алитусе сохранились и развиваются крупные предприятия, известные еще с советских времен: завод холодильников, теперь вошел в состав родственного крупного концерна, и компания «Алита», где выпускают шампанское, водку, слабоалкогольные напитки. Часть предприятий, например мясокомбинат, закрылась. Некоторые перепрофилированы или распались на различные, более мелкие, структуры. Но все равно Алитус остается сегодня промышленным городом, и большая часть населения занята именно в этой сфере.
В прошлом году стал банкротом крупнейший в Западной Европе хлопчато-бумажный комбинат. Пять лет предприятие работало с минусом, была упущена возможность модернизироваться. Чесловас Даугела считает, что банкротство нужно было объявлять раньше, тогда, возможно,  завод удалось бы реанимировать, восстановить хотя бы часть. Но теперь, несмотря на поиски инвестора, скорее всего, ткани в фирменный магазин в Алитусе будут привозить из других городов. В нем сейчас продают последние рулоны местного производства, а на территории, где когда-то работало шесть тысяч человек, теперь лишь одни стены. Оборудование распродали, оставшиеся работники, 800 человек, уже нашли новые места.
Теперь в Литве несложно устроиться, и как рассказала вице- мэр Рима Ракаускене, люди уезжают на заработки, но постепенно возвращаются и вкладывают сбережения уже на родине. Например, в дома.
– Литовцы, мы теперь это знаем, все же предпочитают жить в собственном коттедже, – рассказала Рима Ракаускене. Строительство обойдется недешево, в среднем сто тысяч евро, но возможно с помощью кредитов.
Для молодых семей до 30 лет можно оформить долгосрочный кредит под один процент.
Один из крупнейших инвестиционных проектов связан со спортом. В Алитусе пройдет один из этапов чемпионата Европы по баскетболу. Перестраивается арена: была на полторы тысячи, станет на пять тысяч пятьсот человек. Из туристических объектов строят кемпинг и велосипедную трассу. Задумано, что на велосипеде можно будет проехать как вокруг,  так и по улицам.
Сегодня Алитус остается зеленым городом. Большой парк в центре, тенистые аллеи, собственное озеро Дайлидес. Правда, мода обновлять зеленый фонд дошла и сюда. Вырубают старые деревья, заменяя их саженцами. Как рассказывают, жители недовольны, а ученики художественной гимназии залезали на старые деревья, чтобы остановить бензопилы.
Отдыхают жители, как и гродненцы. Зимой любят кататься на лыжах (строится и собственная база), летом отправляются к морю. Агроусадьбы теперь разделились по назначению: либо отдых, рыбалка, натуральный быт, либо возможность провести крупное торжество, свадьбу или корпоративную вечеринку.

Шампанское по классической технологии  на «Алите» стали делать уже в XXI веке. Под звон бокалов миллениума заложили первую партию.

Сегодня в подвалах завода хранится 25 тысяч бутылок шампанского, где брожение прошло естественным путем. По словам нашего гида Бируты Баранаускене, зреет такое вино примерно три года, в то время как обычное, любимое массами полусладкое игристое,  можно сделать за месяц.
Вдали от солнечных долин здесь соблюдают технологию из виноградных краев. Вино в бутылках выбраживает двенадцать месяцев. Конечно, сам процесс заканчивается быстрее, но длительное пребывание «на дрожжах» рождает новые тона и улучшает вкус. Положение каждой бутылки несколько раз в определенное время вручную меняют, чтобы осадок постепенно скопился возле временной металлической крышечки. Потом бутылка охлаждается… легкий хлопок винодела – осадок  удаляют вместе с крышкой. Игристое закрывают натуральной пробкой.
Классическое шампанское бывает только брют и сухим. Возможно, поэтому торговля заказывает 60 процентов полусухого шампанского, сделанного с добавлением сахарного сиропа. Для того чтобы сформировать вкусы покупателя, цены на классическое игристое снизили. Теперь оно только на пять литов дороже обычных марок – 20 литов вместо 15 литов за бутылку.
 В целом на заводе выпускают 12 наименований шампанского, мощность рассчитана на 12 миллионов бутылок в год. Однако разливают чуть больше половины.
Кроме шампанского на «Алите» делают из коньячных спиртов коньяк и бренди. Сравнительно недавно (8 лет) стали выпускать водку. Визитная карточка – «Gera» («Хорошая»). Есть даже история у этого названия. Приходят обычно люди в магазин покупать водку. Их спрашивают: «Какую вам». Отвечают обычно: «Хорошую»…
Продукция предприятия в основном распространяется в Литве. Экспортируется в страны Евросоюза. В Японии охотно пробуют литовскую самогонку «самане». «Алита» – единственное предприятие, где легально в промышленных масштабах «гонят» самогон. В правительстве уже несколько лет спорят,  разрешить подавать гостям в агроусадьбах домашнюю водку или нет. Пока нельзя.
На проходной предприятия стоит специальный тестер на алкоголь. Проверяют, вписывается ли человек в коридор. Однако делают здесь и безалкогольный продукт. И только его полностью отправляют на экспорт…
Каждую осень «Алита» становится крупнейшим покупателем яблок у фермеров и населения. Перерабатывают 25 тысяч тонн за сезон. Итальянская линия рассчитана на 20 тонн в час, 400 тонн в сутки. «Жалко только, что сезон всего три месяца», – вздыхает Бируте.
Концентрированный яблочный сок – единственный безалкогольный продукт, из него выпаривают 70 процентов воды, получается смесь, напоминающая мед.  Ее  продают в Германию, а обратно возвращается уже обычный сок.
Это полностью безотходное производство.  Вначале собирают «яблочный дым», его образуют выпаренные частички. Концентрация запаха формирует эссенцию. Потом ее добавляют в водку, например. Оставшийся от яблок жмых отправляют на специальный завод, где вырабатывают пектин. А казалось бы, обычные яблоки, кислые, у всех под ногами…

Справка «ВГ»
Алитусу 631 год. Население 69 тысяч человек, 17 школ, в том числе  музыкальная, художественных ремесел, где обучают ювелирному делу, плетению, вышивке. В прошлом году открылись пять торговых центров. Средняя зарплата 1800 литов, на «Алите» – 2400 литов. Через Неман два моста, еще один строится и один проектируется.