Спорная территория

Статья Алёны Синевич «Курьерский поезд», помещенная в редакционной колонке «ВГ» №15 за 9 апреля, вызвала большой резонанс. Кроме телефонных звонков в редакцию поступило несколько письменных отзывов. Сотрудники Гродненской региональной таможни сообщают о том, что действительно, многие занимаются «приграничным бизнесом». Этому есть свои причины.

Кузница денег
«Курьерский» поезд без пассажиров не останется?

Комментарий заместителя начальника Гродненской региональной таможни по правоохранительной работе Александра Высоцкого:
– Многие  ссылаются на то, что на такой «бизнес» их толкает нужда. Но нужно думать и о том, что в результате в казну не поступают доходы, которые могли быть направлены на социальные нужды, помощь инвалидам, образование. Указ Президента №503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» от 15 октября 2007 года разрешает ввоз товаров для личного пользования на сумму, не превышающую 1000 евро, и весом до 35 килограммов. Этой ситуацией пользуются граждане, которые систематически ввозят товар как личное имущество, а затем за вознаграждение передают его заинтересованным лицам. Следует отметить, что этот «бизнес» не так безобиден, как кажется на первый взгляд. Люди, перемещая товар, фактически им не принадлежащий, не могут руководствоваться нормами названного указа, а должны оформляться по общей процедуре с уплатой таможенных пошлин и при условии письменного декларирования. Иначе за подобные правонарушения предусмотрена ответственность – штраф от 10 до 30 базовых величин. 
Рассматривается также сокрытие товаров от таможенного контроля путем их перемещения иными лицами по заказу фактических владельцев. Дело в том, что по Административному кодексу РБ к ответственности могут быть привлечены как непосредственные исполнители, так и организаторы и пособники совершенного правонарушения. Наиболее актуально это для «серых» перегонщиков автомобилей, которые часто прибегают к услугам студентов и пенсионеров. Нередки случаи, когда таким способом переправляют партии одежды, электроинструменты, мобильные телефоны. Штраф за эти правонарушения – от 30 до 50 базовых величин. 
Способ передачи активно используется наркодилерами. Например, в коробку с кроссовками вполне могут без вашего ведома поместить пакет с амфетамином. Тогда последствия будут гораздо серьезнее, и гражданину придется столкнуться уже с нормами Уголовного кодекса.

А я вас видел
Артур:
– Я вас видел в Кузнице и, честно говоря, думал, просто получили визу и решили подзаработать. Почему вы не пишите, что на такой бизнес людей толкает необходимость. И пенсионерам это дается нелегко, у вас же бицепсы болели три дня. Я сам езжу так долгие годы, у меня жена врач, ее зарплата 400 тысяч рублей. Зачем рассказывать всему городу об этом, теперь нам стало труднее!

Приграничный бизнес жил, жив и будет жить?
Вернемся в 90-е годы. Тогда из-за хронического простаивания предприятий с них начали массово увольняться люди, которым нужно было на что-то жить. По самым приблизительным оценкам, с завода «Радиоприбор», автомагнитол, прядильно-ниточного, тонкосуконного и других менее крупных предприятий Гродно уволилось более десяти тысяч человек.
Люди пытались заработать самостоятельно. Более активная часть устремилась на рынки. Другие стали ездить в Польшу, вывозя и продавая там всевозможные добротные вещи нашего производства. Но с середины 90-х годов товаропотоки изменили направление.  Сейчас уже товар ввозился из Польши для продажи в Гродно, в Минске, России.
Теперь предприниматель стоит на рынке, товар же поступает от перевозчиков.  Действительно, перевалка через границу в сочетании с продажей в Польше подакцизных товаров (спиртное, сигареты, дизтопливо) становится доходным занятием. Для этого многие купили добротные «бусы». Доходы позволяли строить коттеджи и давать платное образование детям. Пик этого явления пришелся на 1990–2004 годы.
После этого на границе было небольшое затишье, но ненадолго. Наши граждане снова приспособились. Да разве можно какими-либо указами запретить людям заниматься тем, что им необходимо – зарабатывать на жизнь? «Но ведь это незаконно!» – возразит мне читатель. Да, незаконно. Но только с точки зрения сегодняшнего дня. У нас всегда занятием значительной части населения была торговля. Городом базаров и рынков Гродно по праву считается и сейчас.
Беда заключается в том, что этим в основном занимаются люди в возрасте 30–50 лет, преимущественно женщины. Многие нигде не работают уже по 10–15 и более лет и никогда не состояли на учете в центре занятости.
Между тем в Гродно как грибы после дождя растут торговые объекты. Это и «Корона», сеть мини-рынков по всему городу, «Южный», «Девятка» и другие. Голубой мечтой инвестора средней руки является построить торговый объект и сдать его в аренду предпринимателям. Прошлогодняя кампания государства по вовлечению предпринимателей в юридические лица показала, что в столице далеко не всегда представляют реальное положение дел на местах.
Улыбку вызывали комментарии о том, что наши предприниматели не хотят развивать свой бизнес и становиться фирмами.  Мне, например, трудно представить, что на 1500 торговых местах рынка «Корона» работает столько же ЧУП, ОДО, ООО или юридических лиц, у которых имеются два метра прилавка на Центральном рынке.
Мобильные телефоны и ноутбуки, которые перевозят из Польши для продажи в салонах Минска через Гродно, что так произвело впечатление на журналиста «Вечёрки», явление постоянное. В Минске на них делают и товарные накладные, и таможенные декларации, а потом все это может вернуться к нам под видом легальных поставок.
Не стал бы я завидовать мнимым высоким заработкам курсирующих через границу людей и называть их «мешочниками». Возможно, и пенсионерка, прятавшая в капюшон куртки сигареты, вовсе этой пенсии не имеет, или пенсия такова, что ее едва хватает, чтобы свести концы с концами.  Кто-то перевозит через границу тапки, а кто-то дорогие иномарки. Но это будет продолжаться до тех пор, пока на верхах не претерпят эволюцию взгляды на регулирование предпринимательской деятельности.