Горячий хлеб не остыл

Только утихли страсти вокруг реконструкции исторического центра, как ценители старины вновь забили тревогу: под угрозой «Новый свет».

Возможно, обыватель не сразу и сообразит, о каком уголке города идет речь. Ведь на улицах Словацкого, Реймонта, Белинского, Мицкевича, 17 Сентября нет замков, церквей и костелов. Это тихий квартал со старинными усадьбами, по которому так приятно гулять. Здесь не людно, как в центре, и жизнь, кажется, замедляет ритм. То ли зимой, когда на фоне сугробов светятся теплыми квадратами окна невысоких домов. То ли летом, когда вокруг зной, а здесь прохлада, клумбы с мальвами и кусты сирени…
Историки говорят, улочки почти не изменились за последние сто лет. Строили скромно, но добротно: в 1930-е участки под виллы разбирали люди обеспеченные – инженеры, доктора, офицеры.
Первую утрату квартал понес в 2006 году. Здание, из которого накануне выселили магазин «Горячий хлеб», сровняли с землей. А между тем это был один из немногих примеров конструктивизма в Гродно. В Министерстве культуры посчитали: не самый выдающийся. Рядовая застройка: можно оставить, можно снести, большой погоды все равно не делает.
Но если так рассуждать, то и в самом сердце исторического центра чуть ли не все взятые по отдельности дома особой ценности не представляют. Не раз ведь приходилось слышать аргумент: возведены они после пожара конца XIX века, который едва не испепелил весь город. В качестве материала использовали уцелевшие на руинах кирпичи. В общем, сами представляете, каким может быть качество бэушного материала. На каждом углу плакаты кричат, что Гродно – город-музей. А экспонаты, выходит, бросовые?
Не хотелось бы, чтобы схема уничтожения зданий с мотивировкой «неудовлетворительное техническое состояние» стала правилом. Есть же среди них дома, которые больше ста лет простояли без всякого капремонта. Выдержат ли столько «хрущевки»? Пожалуй, этого мы не узнаем, ведь сейчас в них стали вкладывать деньги. От разрушения спасают не столетние постройки, а мрачные коробки-близнецы советских времен. Конечно, город от этого становится красивее. Но, отвлекаясь на марафет, мы снова теряем историю…
Понятно, что лишние нарекания у градостроителей вызывают аллергию. Не стоит рвать на голове волосы, когда рядом со Старым замком обвалилась стена послевоенного сарая. Но вернемся в «Новый свет». Когда-то здесь жили  поэт Максим Богданович, создатель музея природы Станислав Живно, основатель зоопарка Ян Кохановский. Милые домики с мансардами, балконами и резными наличниками. Чем не декорации – вполне можно снимать кино. Пока…