Бумажный дворец

Новому замку можно вернуть облик королевской резиденции XVIII векаНередко эскизы и проекты по разным причинам продолжают пылиться в ящиках стола. Одна из таких проработок касается реставрации Нового замка.

В свое время специалисты УП «Гродножилпроект» получили задание на капитальный ремонт кровли и фасада дворца. Однако предварительные комплексно-научные изыскания показали, что если в здании заменить кровлю, сбить старую штукатурку и покрыть новой, провести гидроизоляционные работы и обновить изношенные инженерные сети, то это на десятилетия сохранит его облик, искаженный в 1952 году. Научный руководитель объекта Елена Пархута считает, что делать это нецелесообразно, ведь ценность архитектурного ансамбля заключается в первозданном виде, в стиле позднего барокко.
По данным гродненских историков Игоря Трусова, Андрея Чернякевича и Янки Лелевича, решение о строительстве принято в 1726 году при короле Августе II, но началось лишь спустя одиннадцать лет при Августе III. Автором проекта был известный саксонский архитектор Карл Фридрих Пепельман, сын создателя одного из красивейших дворцовых комплексов в Европе – дрезденского Цвингера. Через четыре года он был выполнен. Главное двухэтажное здание в виде буквы «П» образовывало парадный внутренний двор, который замыкался двумя одноэтажными постройками. В правой находилось помещение для королевской стражи, в левой – дворцовая пекарня.
Главный вход вел в вестибюль, из которого можно было попасть в шикарный овальный зал, в буфетную и на лестницу, которая вела на второй этаж. Из овального зала было три выхода: в дворцовую каплицу, во двор и в королевскую приемную. Левую половину главного корпуса занимал богато декорированный лепниной и фресками Сенаторский зал, где проходили заседания верхней палаты сейма Речи Посполитой. Три ступеньки вели к королевскому трону, который стоял под большим балдахином из красного шелка, по бокам от него находились государственные гербы – Белый Орел и Погоня.  Из галерей, устроенных на уровне второго этажа, наблюдать за ходом заседаний могли королева, придворные дамы, послы и зрители. Правый флигель был отведен под покои монархов. Половину левого занимал Посольский зал, в котором собирались члены нижней палаты сейма.  Правда, следующему королю – Станиславу Августу Понятовскому – планировка дворца не понравилась. Поэтому начался ремонт, руководил которым Джузеппе Сакко.
Но самым известным историческим событием, связанным с Новым замком, стал последний, «немой» сейм Речи Посполитой, участники которого молча приняли второй раздел государства между Российской империей и Прусским королевством. Произошло это в ночь с 23 на 24 сентября 1793 года. А уже через год Тадеуш Костюшко во дворце встречался с руководителями освободительного восстания на территории Великого княжества Литовского. После поражения повстанцев в свои покои вернулся Понятовский, который жил в Гродно под надзором российского посла Репнина. 25 ноября 1795 года он отрекся от престола, а позже, повинуясь императору Павлу I, переехал в Петербург. Дворец передали в распоряжение российского военного ведомства и открыли госпиталь, который просуществовал до Второй мировой войны. В 1944 году во время боев за освобождение города пожар уничтожил почти все помещения дворца и крышу. За восстановление взялся архитектор Вараксин, под руководством которого на руинах к 1952 году возвели здание обкома КПБ в так называемом классическом псевдорусском стиле.
Поскольку в Дрезденском архиве сохранился проект Пепельмана, а в Москве и Санкт-Петербурге – проекты перестроек, воссоздать Новый замок в стиле позднего барокко вполне возможно. Нужно ли говорить, что это повысит не только ценность самого объекта, но и туристическую привлекательность всего города. Поэтому объект ждет своего времени.