Соседей не выбирают

Суд не смог выселить должников С семьей Лозовских* соседи воевали больше пятнадцати лет, но безрезультатно. Когда к многочисленным жалобам жильцов добавился и миллионный долг по квартплате, местные власти обратились в суд. Но выселить нарушителей спокойствия не удалось.

Двухкомнатная квартира чешской планировки Гражине, матери двоих детей, досталась от государства как инвалиду с детства. Было это в 1978 году. Сын и дочка подросли, а проблем только прибавилось. Несмотря на то, что детям перевалило за тридцать, единственным источником, откуда они черпали деньги, была материнская пенсия. Оба состояли на учете в наркологическом диспансере, лечиться от алкоголизма отказывались.
Зловоние и пьяная брань разносились из-за двери злополучной квартиры по всему подъезду. Да и каким может быть жилище, когда во входной двери отсутствует замок? Серые стены без обоев, ванна напоминает  корыто, рядом с грязной постелью бутылки, а на стене – забытое распятие. Электричество, газ и воду отключили за неуплату. Нетрудно догадаться, что приватизировать квартиру ее жильцам в голову не пришло.
Как следствие – иск администрации Ленинского района с требованием выселить троицу, не предоставляя квадратных метров взамен. Правда, позже условие смягчили. Суд первой инстанции согласился с доводами чиновников, и Лозовским предложили переехать в деревянный дом 1965 года с печным отоплением и удобством во дворе. В помещении сделали косметический ремонт: поклеили обои, покрасили пол и потолки. Благодаря этому на фотографиях, прилагаемых к делу, оно выглядело гораздо выигрышней «двушки», доведенной Лозовскими до ручки.
В ответ поступила кассационная жалоба. Пенсионерка напомнила, что является инвалидом второй группы, сын болен туберкулезом, у дочери проблемы с психикой. Новое помещение, по ее мнению, не соответствовало санитарным требованиям, позволяющим проживать в нем людям с такими диагнозами. По словам судьи Ленинского района Гродно Ольги Шуманской, позже выяснилось, что в суде находилось еще одно дело: о признании инвалида недееспособной. Заявление подал ее брат Владислав.
Состоялась экспертиза, в заключении которой говорилось, что женщина действительно не в состоянии отвечать за свои поступки. А ведь протоколы об административных правонарушениях, на основании которых суд вправе выселить, составлялись только в ее отношении. Учитывая этот факт, коллегия по гражданским делам областного суда направила дело на новое рассмотрение. В итоге неблагополучная семья осталась жить по прежнему адресу.
Опекуном главной квартиросъемщицы назначили ее брата, однако по просьбе центральной городской поликлиники его лишили этого статуса за ненадлежащее выполнение обязанностей. Родственник навещал пенсионерку и приносил продукты, но, учитывая невменяемость подопечной, он должен был находиться рядом с ней круглые сутки. Ведь, предоставленная сама себе, она подвергала опасности не только себя, но и других.
Но тут сюжет получил неожиданный поворот. Сейчас Гражину опекает сестра. В ЖЭС-11 рассказали, что она погасила задолженность и сделала в квартире ремонт. Дочь отправили на лечение, а вместе с ней исчезли и подозрительные гости. Надолго ли?

* фамилия и имена изменены по этическим соображениям.