Заложники судьбы

Сотни людей попадают в больницу после предсказаний гадалокАнна Васильевна ждала смерти двадцать лет. Гадалка предсказала, что в шестьдесят лет она похоронит мужа, затем скоропостижно скончается сама. Роковой час пробил, но с ней и супругом ничего не случилось.

Через гродненский психдиспансер ежегодно проходят сотни таких же, как Анна Васильвна, рассказывает заведующая психиатрическим женским отделением Гродненского областного клинического центра «Психиатрия – наркология» Валентина Минюк.  Диагноз пациентов – зависимость от колдунов.
Исполнения пророчества пенсионерка из Гродно ждала каждый день. Подготовила к этому детей. По ночам проверяла, дышит ли муж. Постоянный страх стал причиной депрессии. В больницу Анну Васильевну привезли родственники. Лечащий психиатр недоумевал: пациентка не идет на контакт, ее нельзя переубедить. Запрограммированное событие, о котором женщина думала в течение двадцати лет, крепко укоренилось в сознании. Тогда пришлось сделать ответный ход, договориться с другой предсказательницей, Ольгой, и отвести к ней женщину.
Ольгины карты говорили о дальнейшем благополучии в этой семье. Выходило, что клиентка еще поставит на ноги внуков. «Пришлось постараться, ведь женщина моим словам не доверяла. Получилось договориться, когда я заглянула в прошлое и описала эпизоды ее жизни», – рассказала Ольга. Так лечение от пророческой зависимости сдвинулось с мертвой точки. «Ошибки в предсказании бывают у всех», – добавила гадалка.
Описанный случай не единичный, зависимость от пророчеств – типичное явление, с которым встречаются гродненские психиатры. Минимум несколько человек в неделю попадают с таким диагнозом в специализированные отделения, как замечает Валентина Минюк. Она считает, что внушаемым личностям не следует ходить  к экстрасенсам и гадателям:  
– Обычно к предсказателям обращаются люди с проблемой, а значит, в состоянии стресса, когда психика уязвима. Им бы к психологу пойти, но это у нас считается постыдным. Маг со свечами и заговорами выглядит представительно, может вторгнуться в сознание и запрограммировать. На первоначальные стресс или невроз накладывается это вмешательство. Тогда человек к нам приходит в запущенном состоянии за группой по инвалидности.
Медикам удается вылечивать таких людей с помощью препаратов, которые восстанавливают количество эндорфинов, и сопутствующих программ психотерапии. Но парадокс заключается в том, что многие выписываются с уверенностью, что помогла им не медицина, а та бабушка-шептуха.
Целители кричат «Караул!»
Как пояснил заведующий психоневрологическим отделением пограничных состояний ГОКЦ «Психиатрия – наркология» Максим Воронко, механизм зависимости от прорицателей такой же, как в случае с тоталитарными сектами. Появляется место, где человека понимают. Без этого общества он чувствует дискомфорт и потерянность.
Врач вспоминает случай, когда целительница просила оградить ее от навязчивой клиентки. В больницу женщину в состоянии депрессии привезли муж и дети. Она требовала постоянного общения с экстрасенсом, говорила, что только тогда ей становится лучше. А все начиналось безобидно: пришла на прием по поводу хвори, вроде после сеанса помогло. Затем продолжала «подпитку» в течение нескольких месяцев и не могла остановиться.
Бывает, что врачи порой сталкиваются с тем, что целителям действительно удается поставить на ноги тех, кому бессильна помочь официальная медицина. Но всему надо знать меру. «Если к экстрасенсу идет здоровый человек, способный критически оценивать ситуацию, это можно расценивать как обращение к психоаналитику», – считает Валентина Минюк.
– Обращаются к целителям эмоционально незрелые люди, которые не хотят самостоятельно решать проблемы. Заплатил денежку бабке и спихнул на нее недуг. Та пошепчет, помолится, и счастье, кажется, не за горами. Тем временем проблема растет как снежный ком, человек рискует оказаться под ее грузом, – высказывает мнение врач-нарколог наркологического отделения для лечения и реабилитации лиц, страдающих зависимостями, «Психиатрия – наркология» Татьяна Будник.

В тему
По данным инспекции Министерства по налогам и сборам РБ по Гродненской области, на Гродненщине никто не брал специальную лицензию для оказания паранормальных услуг. Возможно, люди называют свою деятельность «физическим оздоровлением». Таких около семидесяти. Кто из них тренер по плаванию, а кто – экстрасенс, сказать сложно.
Между тем в Министерстве юстиции начали разрабатывать документ, который позволит  выдавать лицензию, прямо называющую род занятий парапсихологов и предсказателей. Скорее всего, получить ее будет достаточно сложно.