Мастер чучел

В городе может быть еще один необычный музейМного лет биолог Виктор Башмат занимается сбором и сохранением редких экспонатов природы. С точки зрения истории он увековечивает красоту животных, птиц. А если просто, по-обывательски – делает чучела. Знает тонкости этого мастерства и относится к нему с большой скрупулезностью. Поэтому недавно потратил личные сбережения, чтобы попасть на чемпионат мира по таксидермии в Австрию. Ради чего? + ФОТОРЯД

– Такой возможности у меня может больше не быть. Аналогичные чемпионаты прежде проводились только в Америке, поэтому я решил поехать, чтобы посмотреть и сравнить свой уровень. Кстати, времени у меня было немного, поэтому турагентства не хотели браться. Попасть в Зальцбург помогла только одна гродненская фирма.  
Наш герой никогда не считал, сколько сделал чучел за годы работы. По его заверению, в этом деле главное качество.
– Некоторые думают, что каждый лесник-охотник может сделать чучело. Халтура, когда пытаются склепать неизвестно из чего, на череп натянуть кожу, не обрабатывая шкуру. А потом все съест моль или кожеед. Я не считаю это трофеем. Такой повисит два-три месяца и сыпется. А у настоящих профессионалов чучела «живут» десятилетия. Но чтобы сделать добротно, нужно время. К примеру, изготовление чучела кабана занимает до полугода. Кстати, на чемпионате я много узнал нового о материалах, технологии. Причем можно поучиться у литовцев.
Виктор рассказал, как во время мастер-класса по скульптурной лепке, который проводили каунасец и петербуржец, к нему подошел венгр и сказал: «Вы работаете по методике Заславского». Оказалось, наш герой в свое время был у Михаила Заславского учеником.
– На чемпионате встретил коллегу из Минска. Он захватил с собой сороку. И я бы мог участвовать, достаточно было взять мелкую птицу. Другой вопрос, как ее провезти. К примеру, россияне половину своих экспонатов ввозили нелегально, хотя  у них проще с оформлением. А у нас, к сожалению, возникают трудности. Уж я то об этом знаю хорошо.
В 1996 году Виктор работал Минске. Тогда ученые за свои деньги отправили сотрудника на восемь месяцев в плаванье на рыболовецком судне по Атлантике, чтобы тот собирал материал.
– И вот он возвращается через Калининград. Тогда уже была граница с Россией и Литвой. Собранный им материал прошел  таможенные оформления, ветслужбы. Мы его встретили, проехали все границы, включая литовскую. А домой нас не впускают. Мы показываем документы, объясняем, что это для государства, для музея виды, которых у нас никогда не будет. Совсем не то, когда везут попугаев на продажу… Поезд задержали почти на четыре часа. В конечном счете, не без связей, все решилось. В республику попали «краснокнижники» мирового значения. Выходит, никто нас не понимает, вроде мы и не нужны. Некоторые считают, что мы чокнутые, поэтому на такие чемпионаты приходится ездить за свои деньги.  
Зато, по утверждению Виктора, впечатлений от увиденного ему хватит надолго. По крайней мере пока он настроен оптимистически:
– Я побывал в нескольких музеях природы. Везде они не связаны с историей и пользуются большой популярностью. При этом строятся не только для зрителя, но для обучения учащихся университетов, школ, в которых есть направление, связанное с биологией.
В Гродно прежде такой музей был. В двадцатых годах прошлого века его создал Станислав Живно. Приехав из Америки, он привез не только знания, но и несколько редких коллекций насекомых, птиц, кораллов, моллюсков. Тогда препаратор предложил отдать экспонаты городу с условием, что появится музей зоологии, где он будет директором. Последний просуществовал до войны в одном из зданий на пересечении улиц Академической и Волковича. Позже экспонаты переехали в историко-археологический музей.
– Я бы с удовольствием взялся за его возрождение. Тем более, что в скором времени в Старом замке начнется реконструкция и нужно будет куда-то переезжать. Я уж не говорю о том, что некоторые экспонаты посетители просто не видели. Сейчас представлена только небольшая часть того, что есть в фондах.
Как выяснилось, в запасниках отдела природы гродненского историко-археологического музея имеется более шестнадцати тысяч экспонатов. Только около двух тысяч доступны для широкой аудитории в Новом и Старом замках. Экспозиция в последнем практически не менялась с 60-х годов.
– Что еще примечательно, везде музеи природы пользуются популярностью. Это уже проверено. Когда такие выставки путешествуют по области, в бюджете районных музеев почти сразу же выполняется готовой план. Все знают, что «на природу» будут ходить.
В ближайшее время Виктор намерен взяться за возрождение музея природы. «Я буду за это бороться», – сказал он «Вечёрке»