В гуще событий

Татьяна Гуща о глянцевом добермане, итальянском поваре, королевской тусовке и голых стенах

Вы давно открыли свое дело, чувствуете себя бизнесвумен?
– Так может называть себя женщина, которая четко поставила перед собой цель: делать деньги. В этом случае способ достижения значения не имеет. Нужно браться за любой вариант, единственное условие: он должен приносить прибыль. А я всегда занималась творчеством. Порой, делая свое дело, даже не думая об оплате. Хотя с точки зрения бизнеса это совершенно не верно.

Почему в Гродно не выходят глянцевые журналы?
– Они окупаются за счет рекламы мировых фирм. Допустим, в Минске повар-итальянец открывает ресторан. У него уже несколько точек по всему миру – в Лондоне, Нью-Йорке. Он дает рекламу сразу на страницу. Очень качественно сделанную, с отличным дизайном, прекрасными фотографиями, интересной текстовой подачей. В столице, кстати, недавно появилось одно неплохое издание – журнал «Доберман». В отношении креатива, дизайна есть на что посмотреть. Это хороший уровень, правда, не совсем глянца, но такого городского культурно-информационного издания. Там работают молодые ребята, есть выходцы из Гродно. Но пока к нам не пришла крупная реклама, ничего не будет. Сложно сказать, когда это произойдет. Возможно, года через два-три. Они пришли в столицу, но им нужно развиваться, они нащупывают места.

Есть приемы, которые ни в коем случае нельзя использовать в рекламе?
– Существуют правила, по которым строятся слоганы. К сожалению, в рекламе, которую делают в Беларуси, часто заметен почерк непрофессионала. Ну, скажем, как можно говорить: «Пиво N – ваше любимое пиво»? Это грубо. По сути, это антиреклама. Есть золотое правило: потребителю нельзя что-либо навязывать. Это отторгает. А наша любимая фраза «проверено временем»… У нас действуют по трафарету, подставляя названия разных фирм.

В чем же тогда секрет успеха?
– Нет какой-то универсальной фразы, которая на сто процентов поднимет продажи. Всегда нужно искать что-то новое. Мне нравится реклама с юмором, где тебя бьют по мозгам какой-то неординарной, нестандартной мыслью. Не должно быть пафоса, это не действует. Тем более аудитория становится все моложе, и штампами ее не зацепишь. Мне, допустим, очень нравится реклама батончика «Натс». Помните, Мозг и смешные Белки?

А как относитесь к социальной рекламе?
– В принципе, положительно. Другой вопрос: как она подается. С тех пор как увидела ролик про «чарку ды шкварку», где забили поросенка, я ее просто не смотрю. Это так страшно, когда белорусов превращают в такой контингент! Почему бы не взять сюжет о том, что грубо, немодно ругаться матом? Сделать так, чтобы это молодежь зацепило.

Вы ведь дизайнер интерьеров по специальности. Довелось применить свои знания на практике?
– Мой принцип – не завалить пространство. Мне нравится японский подход, принцип минимализма. Лучше пусть на стене висит маленькая работа, но подлинная, чем она будет заполнена каким-нибудь кичем. Главное – не заставить, завесить или заукрашать интерьер, а очистить от всего лишнего. И поместить туда то, что тебе действительно дорого. Тогда и другие оценят это. Вообще, я люблю переезжать с места на место. Так получилось, что в Гродно я сменила уже три квартиры. Но когда уезжаю, в нее начинают ввозить свое, все эти стенки, шкафы, мне жалко того, что я отдаю.

Вы занимаетесь буклетами, книгами, открытками, которые популяризируют Гродно. Есть ли у нас «фишка», ради которой сюда поедут иностранцы? Может, у вас есть идея какого-то оригинального слогана?
– Дело в том, что официальный слоган уже есть: «Гродно – город-музей».

Но согласитесь, так можно сказать о любом европейском городе. Чем тогда Гродно отличается от других?
– Я как-то задумалась: а почему здесь построены замки, почему сюда любили приезжать короли? Ведь это был не центр Европы по тем временам. Нельзя сказать, что короли здесь жили, работали. Нет. Это было место отдыха. Они сюда приезжали, чтобы отвлечься от бурной столичной жизни. «Потусоваться», что называется. Здесь были леса густые, зверье. И не надо делать упор на то, что это такой же европейский город, как тысячи других. Так мы никого не удивим. Наш конек – природа, неповторимость, какая-то первозданность. И если мы ее начнем причесывать, выравнивать, стричь, мы потеряем ту «фишку», которая может привлечь цивилизованного европейца.

Как получилось, что ваш сын вырос джазовым музыкантом?
– Когда он был маленький, моя мама подрабатывала поездками в Польшу, как и многие в то время. Однажды ехал поляк с саксофоном (недорогим, кстати, чешским), и его пропускать не хотели: или выбрасывай, говорят, или оставайся. Так он саксофон маме отдал. А джаз я с института слушала, и кое-что в этом понимала. В общем, сын рос в среде, где постоянно звучала эта музыка. Прошло время, и я совершенно случайно наткнулась в «рекламке» на объявление: музыкальная школа принимает мальчиков 9–12 лет по классу саксофона. Думаю, мальчик есть, инструмент есть. Все сходится! Потом поступил в музыкальное училище. Так все и получилось само собой. Сейчас сын учится в Питере, в институте культуры на эстрадном отделении. Играет в оркестре «Саксофоны Санкт-Петербурга».

Существует штамп, что музыкальная среда – это алкоголь, наркотики…
– У меня там брат живет, поначалу просила его присмотреть. Но мне всегда хотелось воспитать ребенка так, чтобы если он захочет чего-то в жизни достичь, ему неинтересно было впадать в забытье. Кроме того, я вижу, что молодежь действительно профессиональная – это достаточно трезвые люди. Иначе ты не войдешь в питерскую или московскую музыкальную тусовку, тебя там просто не примут. Там не действуют такие понятия, как связи или деньги. Ты прежде всего должен знать свое дело.

А вам как удается сохранять уравновешенность?
– Так уж повезло, что вокруг замечательные люди. И это вдохновляет. Просто интересно жить, хочется что-то делать. Учишься ценить то, что бог дает каждый день: какие-то встречи, впечатления. Я хожу на работу с удовольствием, потому что занимаюсь проектами, которые мне интересны.  

В общем, в депрессию вы не впадаете.
– Нет. Стараюсь не копаться в неприятностях, это затягивает. Лучше вместо этого подумать о чем-то позитивном. Я считаю, что даже если у меня просто появилась возможность послушать хорошую музыку, то мне уже повезло в жизни.

Что помогает всегда быть в тонусе?
– Во-первых, нужно принимать витамины. Ну а для женщины самое главное – состояние влюбленности, это ее украшает. Даже если нет рядом любимого человека, нужно просто выбрать объект или создать для себя какой-то образ. Не стесняйтесь говорить близким людям, что вы их любите. Это так здорово!

Справка «ВГ»
Татьяна Павловна Гуща – директор «Арт-принт дизайн студии», которая занимается полиграфией. Обеспечивает информационно-рекламную поддержку городских и корпоративных мероприятий, в том числе празднования 880-летия Гродно. Родилась в городе Барановичи Брестской области. Окончила Белорусский театрально-художественный институт. В Минске работала по специальности – дизайнером интерьеров в проектном институте. Затем переехала в Гродно, устроилась в художественные мастерские. Рекламой занимается с конца 1980-х. В 1998 году открыла свое дело.

Анкета «ВГ»
Знак зодиака?
– Стрелец.
Зарядку по утрам делаете?
– Нет, люблю поспать. Но раз-два в неделю посещаю тренажерный зал.
Любимое блюдо?
– Картошка, запеченная на гриле, в микроволновке (в новой квартире у меня до сих пор нет плиты).
Как отдыхаете?
– Я не умею отдыхать, и меня это не напрягает.