Большегрузная блокада

Польские таможенники хотят денег, бизнесмены считают убытки миллионами евроДля Эдварда Зарыхты очередной рейс в Беларусь оказался гораздо длиннее, чем он планировал. На границу с польской стороны перевозчик приехал в восемь утра в субботу и простоял до полудня понедельника. Еду за 150 километров ему привезла жена.

– Мне еще повезло, что я близко живу,– говорит Эдвард. – Стоял в чистом поле, спал и грелся в машине, никаких сантехнических удобств. Правда, вечером пожарные службы предлагали всем горячие сосиски и чай.
Ситуацию на восточной границе  Польши на пресс-конференции в Гродно, в понедельник, глава Государственного таможенного комитета  Александр Шпилевский назвал экономической блокадой Беларуси.
Пока польские таможенники пятый день устраивают «молчаливую» забастовку (официальная для этой структуры запрещена законом), пострадавшие подсчитывают убытки. На сегодня они исчисляются миллионами евро.  По данным PAP (польское пресс-агентство), на территории Польши скопилось свыше пяти тысяч большегрузных машин, потери от простоев ежедневно составляют не менее полутора миллионов евро, кроме того, не выполняются условия контрактов с партнерами. Белорусские перевозчики теряют ежедневно около 300 у.е. Есть и жертвы, украинский водитель сгорел в собственной машине во время ожидания.
Очереди  с нашей стороны меньше, в частности за счет перераспределения грузовых потоков.
– Там, где это возможно, если есть разрешение, мы ориентируем перевозчиков пересекать границу на литовском направлении, – сказал начальник Гродненской региональной таможни Юрий Сенько.
Сегодня уже можно говорить и о заторах на железной дороге. Отправить из Беларуси в Кузницу не могут свыше 330 вагонов. 
…А в это время перевозчики блокируют дороги и подъезды к погранпереходам. В субботу невозможно было проехать в Кузнице в сторону Брузгов легковым машинам, польские дорожные службы показывали, где  объезд. В ответ на забастовку перевозчики обещали перекрыть основные трассы по направлению к Варшаве.
Если Эдвард Зарыхта предполагает, что фирма «Чартер», где он работает, компенсирует ему затраты, водитель из Лиды Михаил Жихаревич  не надеется на возмещение  ущерба за простой. К задержкам он уже привык, приходилось раньше часами стоять на Украине. Его рекорд – трое суток на российско-латышской  границе. За простои он ничего не получил.  Вот и теперь он относится к положению философски:
– Мы уже знали, что машины не пропускают, поэтому запаслись в Кузнице продуктами. Через восемь часов удалось проехать. 
Положение с большегрузными машинами по-прежнему остается непредсказуемым. В понедельник в Бело-Подлясске  в переговорах  между министерством финансов и руководителями таможенной службы принял участие премьер-министр Польши Дональд Туск. Кроме повышения зарплаты (пока предлагают на 200 евро, а требуют на 600 евро), он пообещал уже  к весне урегулировать статус, права и льготы для этой службы законодательно.  Возможно, эти меры заставят таможенников прекратить болеть и выйти из отпусков. А дальше, скорее всего, предстоит разобраться, кто, сколько и кому должен.

Граница заработала
Во вторник началось движение транспорта на гродненском участке и в Бресте заработал погранпереход «Варшавский мост». По оценкам пограничных служб, для того чтобы  нормализовать движение, понадобится  до трех суток. Например, сегодня в Брузгах  в ожидании таможенного оформления остаются несколько десятков грузовых автомобилей.  В понедельник вечером приняли решение возобновить работу польские таможенники на железной дороге.
Министерство юстиции Беларуси тем временем готовится  предъявить иски польским органам власти. Идет проработка фактуры.