Старый мост

Елена Новицкая, студентка V курса истфака ГрГУ, преподаватель СШ в ЛососнаИгорь ТрусовВот и закрыт для пешеходов гродненский Старый мост. В 2008 году ему исполнится 200 лет.

Место на реке Неман, где он стоит, привлекло внимание наших предков еще в первой половине XVI века. Именно тогда был построен первый постоянный мост через Неман, изображенный на гравюре М. Цюндта по рисункам Адельгаузера 1568 года. После его разрушения в Гродно более чем три столетия не было постоянного моста через Неман. В 1864 году был открыт железнодорожный мост, а вот пешеходы и подводы с грузом по-прежнему переправлялись на лодках, по временным плашкоутным мостам либо на пароме.
После возведения железнодорожного моста финансовое бремя строительства пешеходной и гужевой переправы через Неман окончательно легло на гражданские власти Гродно (ранее часть денег выделяло военное ведомство). С 1875 года начались подготовительные работы – выкупались участки земли, прокладывались подъездные пути. Одновременно городские власти сдали в откуп устройство паромов. Паромные переправы откупщик строил из своих материалов с помощью местных мастеров. Эти нехитрые приспособления использовали для движения мускульную силу человека, передаваемую через систему блоков.
Но окончательно решение о постройке постоянного гужевого моста все же приняло военное ведомство. Военные хотели построить постоянный мост для своих нужд в Румлево, чтобы связать казармы на улице Красноармейской с лагерями на другой стороне Немана. Настойчивость председателя контрольной палаты М.К. Стояновского привела к тому, что это сооружение было построено на месте моста, изображенного на гравюре Цюндта, – самом удобном для этого в городе.
В работе над проектом активное участие принимал губернский инженер Небольсин. Полмиллиона рублей выделило военное ведомство, триста тысяч рублей – земство. Металлические фермы для моста были заказаны и изготовлены фирмой «Рудзкий и Ко» в Варшаве. Мост был закончен в 1908 году, но военные его приняли в 1909. Кстати, на опоре в занеманской части есть надпись с датой ее постройки – «1907». Мост в те времена был известен как «Алексеевский» и «Петровско-Николаевский». В 1908 году тротуар для прохожих был деревянным, въезд освещался с двух сторон газовыми фонарями. Мощение проезжей части было булыжным. Литая ограда сделана по единому образцу в мастерской Галльского в Гродно и на фабрике Вечорки в Белостоке.
Во время Первой мировой войны мост был взорван саперами русской армии. Немцы пытались этому помешать. Гужевое и пешеходное сообщение через реку во время немецкой оккупации осуществлялось по понтонному мосту, который наводился примерно там, где установили временный мост этой осенью.
Когда Гродно оказался в составе Польши, снова встал вопрос о том, как связать два берега Немана.
В 1922 году по проекту неустановленного военного инженера построен постоянный мост на месте разрушенного. Но он не выдерживал ледоходов.
В 1935 году под руководством инженера Б. Пероцкого (B. Pierocki) был восстановлен Старый мост.
Под этот проект Бронислав Пероцкий закладывал в 1932 году более 60 000 злотых. Какова оказалась окончательная смета к 1935 году, нам установить не удалось. После восстановления, в 1935 году, булыжное мощение заменено базальтовой черной брусчаткой (часть ее использована при благоустройстве площади Ленина в 1988 году). Для освещения использовались изящные электрические фонари.
Во время военных действий в сентябре 1939 года и летом 1941 года Старый мост не пострадал. Немецкие танкетки летом сорок первого въезжали в центр города по нему, на мосту фотографировалась и пехота.
В 1944 году немецкие саперы приготовили к уничтожению железнодорожный и Старый мост в Гродно, и к подходу Советской Армии эти объекты взорвали.
В 1949 году Старый мост был восстановлен и по нему открылось движение пешеходов и транспорта.
Сегодня начата реконструкция. На этот раз она вызвана вполне мирными причинами – транспортными проблемами.