Танец вместо поединка

В Гродно открывается клуб любителей капоэйрыИнга ОСТРОВЦОВА Поединок между бойцами напоминает танец. Они не наносят удары, а лишь обозначают их. Игра начинается с медленных движений, затем темп нарастает и вот уже руки и ноги соперников мелькают со скоростью ветра. 

Зрелище захватывает дух. Это капоэйра, бразильское национальное боевое искусство с элементами акробатики и музыкальным сопровождением. Здесь нет статических стоек, боец постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому. Однако участники почти не касаются друг друга, их цель – не поразить, а обыграть соперника.
Существует определенный порядок проведения встреч. Капоэйристы собираются вместе, чтобы провести роду. Становятся в круг, символизирующий солнце, внутри которого происходит игра – поединок между двумя участниками. Остальные поют песни и играют на бразильских инструментах, три из которых должны присутствовать обязательно. Основная роль принадлежит беримбау (он напоминает лук с резонатором), который задаёт ритм и темп игры. Кроме того, необходимы бубен и традиционный африканский барабан – атабаке.
Именно в роде проверяется мастерство и ловкость, хитрость, умение быстро принимать решения в самых неожиданных, коварных и опасных ситуациях. На Западе она необычайно популярна. «В Польше «играют» прямо на городских улицах, отлучившись с работы во время обеденного перерыва», – рассказывает один из создателей гродненского клуба Алексей.
Между тем, самая распространенная версия гласит, что у истоков создания капоэйры стояли чернокожие рабы, которых в Бразилию вывозили из Африки. Само слово чаще всего переводят как «низкая растительность», то есть место, где удобно практиковаться. Беглые рабы образовывали свободные поселения, там и оттачивалась техика боевого искусства, которая позже начала распространяться по всей стране. Попав в среду городской бедноты, она превратилась в опасное оружие. Из-за этого капоэйру стали отождествлять с чем-то незаконным, а настоящие мастера и их ученики были вынуждены собираться тайно. Поскольку капоэйристы вели двойную жизнь, у них было два имени. Эта традиция сохранилась до сих пор:  второе имя ученик получает во время обряда посвящения «батизада».
В Гродно капоэйрой готовы заниматься 15 человек, в том числе четыре девушки. Занятия не только развивают гибкость и тренируют мышцы, но и дают представление о португальском языке (на нем основана терминология и составлены тексты песен). Проводить их будут тренеры из Минска, а пока ребята в поисках помещения.

Справка «ВГ»
Первая официальная школа капоэйры открылась в Бразилии в 1932 году. Европа познакомилась с этим боевым искусством в 1950-е, а в Беларуси первую группу зарегистрировали в 2004 году. Об уровне мастерства говорит пояс, всего их тринадцать.