Алло, барышня?

Работать на телефонную станцию брали девушек с длинными рукамиТатьяна ЧЕРКЕС«Алло, телефонистка? Соедините меня с водокачкой!» – примерно так начинался телефонный разговор в начале прошлого века. Первый абонент в Гродно появился ровно сто лет назад.

Событие связано с тем, что 1 ноября 1907 года по улице Полевой, 3 заработала телефонная станция, рассчитанная на 200 номеров. Поставили себе телефоны крупные фабриканты, ведь услуга на год стоила баснословные по тем временам деньги – 60 рублей, столько же зарабатывал квалифицированный рабочий за два года. Станция принадлежала варшавскому обществу, которое в современном эквиваленте можно назвать обществом с ограниченной ответственностью.
Телефонный аппарат, который оценивался в 120 рублей, выдавался только в пользование. Дорогую технику привозили из единственного специализированного магазина Петербурга и хранили по адресу Телеграфная, 24 (где сегодня размещается сервисный центр РУП «Белтелеком»). Аппарат, у которого отсутствовал диск, прикреплялся к стене, а позвонить можно было только телефонистке, она вручную соединяла абонентов. Кстати, основным требованием, по которому «связисток» брали на работу, – это длинные руки: чтобы две ячейки быстро связывали. Вначале гродненский коммутатор обслуживали семь девушек.
По словам начальника коммерческой службы Гродненского филиала РУП «Белтелеком» Валерия Шимака, локальное сообщение двух телефонов появилось еще раньше. Допустим, первую связь установили между водопроводной конторой и водокачкой. Следующей на очереди стала линия «губернатор – городское полицейское управление». За десять лет до появления первой стации из полицейского участка можно было позвонить к прокурору, приставу и в тюрьму.
Однако установить линию разрешалось только с личного одобрения министра внутренних дел из-за опасений, что могут быть прослушаны «секретные разговоры». Поэтому несанкционированные коммуникации беспощадно уничтожались полицией во всех уездах губернии. Так, в архиве сохранился донос 1886 года гродненскому губернатору от белостокского полицмейстера Станкевича о том, что уничтожено телефонное сообщение, которое Герман Комминхау проложил от собственного дома по улице Александровской до своей фабрики, расположенной на улице Новой. В убытке оказался и господин Фось: изъяли телефонный кабель, связывающий его квартиру на Почтовой улице с заводом Слонимского по улице Купеческой.    
Спустя год после ввода в эксплуатацию телефонной станции вышел справочник абонентов. Теперь по нему можно изучать историю промышленности, торговли и сферы услуг в Гродно начала прошлого столетия. Так, позвонить можно было из редакции газеты «Наше утро» (Мариинский переулок, 4), склада пива (Муравьевская, 4), еврейского ремесленного училища (Троицкая), табачной фабрики «Неман» (Форштадт, Шоссейная), типографии Лапина (Александровская), европейской гостиницы (Соборная, 24) и свечного завода (Коложа).
Уже к 1913 году сеть охватила 560 абонентов (всего в городе проживало 47 тысяч человек). Воздушные линии заменили на подземные. К слову, сегодня используются некоторые реконструированные кабельные колодцы тех времен. От длинноруких телефонисток отказались в 50-х годах прошлого столетия с переходом на автоматические станции.