Шенген нам только снится

Наш человек в ЕвросоюзеИнга ОСТРОВЦОВА В январе шенгенская зона вплотную приблизится к Беларуси, в нее войдут пограничные страны: Латвия, Литва и Польша. Цена 60 евро за одноразовую визу для многих белорусов станет неподъемной. Есть ли шанс, что Европа пойдет нам на встречу и снизит ее? Ответ на этот вопрос корреспондент «Вечёрки» искал во время поездки в Брюссель.

Хочешь съездить в Кузницу – раскошеливайся минимум на 60 евро. Мы столкнемся с этим буквально через три месяца. Такая перспектива радует немногих, о чем говорит резко возросшее число посетителей в консульствах. Зато, получив польскую визу в новом году, можно смело ехать хоть в Португалию. (Единственное условие – первой пересечь польскую границу.) Именно из-за этого поднимают сбор и наши соседи: страны-участницы шенгенского соглашения должны держать цены на одном уровне. Оно и понятно: кто пойдет во французское посольство, если в польском процедура обойдется гораздо дешевле?
Подешевеют ли визы?
Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер подчеркнула, что решение о стоимости шенгенских виз принимается всеми 27 государствами-членами ЕС и в отношении третьих стран оно должно быть единогласным. Делается это для того, чтобы предотвратить поток нелегальных мигрантов. Судя по всему, поток нежелательных гостей из Беларуси невелик (поскольку статистика не ведется), чего не скажешь об Украине. Тем не менее уже известно, что граждане этой страны вместо 60 будут платить за визу 35 евро.
По словам комиссара, такой шаг объясняется тем, что в отличие от Минска, официальный Киев проявляет большую готовность к сотрудничеству. Простой пример: в украинской столице успешно действует представительство одного из главных институтов ЕС – Еврокомиссии. Белорусская сторона дала согласие на открытие еще весной, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Несмотря на это, члены «вышеградской четверки» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) на днях предложили сделать визы для белорусов бесплатными. Но радоваться пока рано: в этом нужно убедить и остальных коллег по европейскому лагерю, ведь решение должно быть принято единогласно.
Брюссельский
треугольник
Процесс принятия решений в ЕС – это отдельная тема. Здесь на первый план выходят три института. Еврокомиссия отстаивает интересы союза в целом, в Совете ЕС представлены национальные правительства, а Европарламент выбирают сами граждане. Все продумано до мелочей, никакого простора для политической самодеятельности. Система функционирует как отлаженный механизм, но и он, случается, дает сбои. Причем порой европейцы становятся заложниками… демократии.
Объективности ради проблемы выращивания апельсинов решают литовцы, а рыболовами в Северном море занимаются чехи. Или такой пример: над каждым документом работает несколько десятков человек разных национальностей, а вместе с ними и бесчисленная армия переводчиков. Каждый чиновник вправе изъясняться на родном языке. То, что сказал финн, необходимо тут же объяснить болгарину или итальянцу. Иногда прямой перевод невозможен из-за отсутствия узких специалистов. Тогда используется промежуточный язык, чаще всего английский. Из-за этого всплывает масса неточностей, которые неизбежно сказываются на качестве работы.
Кроме того, одно и то же слово в разных языках может иметь совершенно не родственные значения. Ввиду этого стали появляться так называемые европейские термины, которые понятны всем представителям, своего рода эсперанто для чиновников. Здесь уже сложности с пониманием возникают у рядовых граждан…
От евро теплее не станет
Но это вызывает гораздо меньше недовольства, чем огромные расходы на содержание самого аппарата. Чего стоят одни только заседания Европарламента, которые проходят то в Страсбурге (пленарные), то в Брюсселе (дополнительные)! Деньги немаленькие, если учесть что все 785 депутатов постоянно путешествуют из города в город. Однако все эти затраты не превышают пяти процентов от годового бюджета ЕС. И европейцы своими деньгами охотно делятся: для Украины объем финансирования на будущий год составит 142 миллиона евро, а вот для Беларуси – всего 5 миллионов.
Не готов Евросоюз вкладывать деньги и в нашу энергетику. Глава пресс-службы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Энтони Уильямс объяснил, почему: «Инвестиции в эту отрасль не поступают, поскольку она полностью сосредоточена в руках государства, а мы работаем с частными предприятиями. Наше дело – не терять деньги, а зарабатывать их».

В тему
Цена польской визы пока
не изменится
Нынешние тарифы будут действовать до  нового года. Об этом стало известно после окончания двухсторонних белорусско-польских консульских  консультаций, которые прошли 2–3 октября в Варшаве. Напомним, ранее сообщалось, что с первого ноября 2007 года стоимость визы могла подняться до 60 евро.  Новые условия, которые сопутствуют выдаче визы белорусским гражданам в страну шенгенской зоны,  в польских дипмиссиях начнут применять с первого декабря 2007 года.