В тени «Старого лямуса»

Игорь ТРУСОВАндрей ЧЕРНЯКЕВИЧЧетвертая из построек бывшей Театральной площади самая известная. Ресторан «Стары лямус» – в прошлом бывший мануфактурный склад и администраторская кладовая – сегодня может служить почти что образцом рачительного отношения к своему прошлому.

Народный дом и лямус
Из менее известных фактов можно дабавить разве то, что раньше рядом с лямусом проходили сразу две улицы, от которых сейчас не осталось и следа: улица Богуслав-ского, бывшая Театральная, шла вдоль фасада со стороны парка, и улица Маковая, идущая перпендикулярно ей со стороны театра (согласно Ю. Иодковскому, городской мак цвел в ноябре…).
Расположившийся  рядом с лямусом Городской Дом культуры на его фоне вроде и не так заметен, но его история куда более насыщена событиями. Здание было построено в 1904 году в честь столетия Гродненской губернии по проекту архитекторов Л. Лангада и Н. Романова как Народный дом.
Народный дом выполнял вполне определенные функции – просвещение бедняков, борьба с пьянством. В нем была библиотека, проводились лекции на самые разные темы, ставили спектакли любительские театры, концерты давала самодеятельность. Вскоре Народный дом оказывается площадкой революционных дискуссий, захлестнувших Российскую империю. В конце 1905 года молодежь городских гимназий, протестуя против политики царских властей, заняла здание. Полицмейстер, прибывший к месту выступления с сорока казаками, потребовал очистить помещение. Однако, обнаружив, что среди забаррикадировавшихся находятся и двое сыновей губернатора Изоргина, полиция от силовых мер отказалась. Посредником в переговорах между учениками и школьным начальством выступил сам губернатор.
Во время Первой мировой войны в Народном доме размещался 1-й дивизионный лазарет 6-й пехотной дивизии, а в 1920-е годы – «Dom Zolnierza». Тут в 1923 году был создан Гродненский гарнизонный театр, а в 1968 году открыт Городской Дом культуры.
От «Кресовии»
до Гражданского комитета
Где находится средняя школа № 10, наверное, знают все. А в межвоенные годы на этом же месте были разбиты лучшие в городе корты спортивного клуба «Кресовия». Рядом – здание клуба. «Кресовия» состояла при военном гарнизоне. Ее футбольная команда WKS (воеводский спортивный клуб) являлась ведущей в городе и выиграла чемпионаты Белостокского воеводства в 1931–1934 и 1936–1939 годах. Клуб был одним из организаторов Польской федерации хоккея на траве, а волейбольная команда «Кресовия» завоевала «серебро» на чемпионате страны.
С немецкой оккупацией в августе 1941 года в здании «Кресовии» был организован Гражданский комитет помощи жертвам войны под председательством ксендза А.Ярошевича. Эта общественная организация ставила своей целью оказывать помощь наиболее пострадавшим от войны жителям Гродно. «Сегодня в городе имеется большое количество несчастных и трагических жертв войны, – говорилось в изданном комитетом обращении. – Разбитые семьи высланных в Сибирь и политзаключенных, разрушенные бедствием огня погорельцы обращаются к нам с просьбой о помощи, о правах на жизнь. Мы должны поспешить к ним с опекой и помощью; со спасительными средствами перед голодом… Это наша священная гражданская обязанность, от которой устраниться не позволит нам голос сердца и совести».
Просуществовал комитет всего пару месяцев. Уже в октябре его деятельность была запрещена немецким гебитскомиссаром как «подозрительная». Несмотря на такой краткий срок, практически все члены Гражданского комитета после освобождения Гродно советскими войсками были репрессированы. Реабилитировали их только в 1992 году…
Дом Вагнера
Всего в двух шагах от школы, по адресу Дзержинского, 10, находится деревянный дом, выкрашенный в зеленую краску, с крытой жестью крышей. Он сразу бросается в глаза, и это не случайно. Беглого взгляда достаточно, чтобы заметить в неброских, мелких деталях его отделки руку мастера. Возможно, и нынешние ученики школы №10 поют веселые куплеты: «Дети, дети, станьте в круг – Коля Вагнер лучший друг…», но уже не понимают их смысла.
Построен дом в начале 1930-х годов. Его хозяин, Леопольд Вильгельмович Вагнер, прибыл в Гродно в начале ХХ века из имения князя Сапеги в качестве столяра Гродненских крепостных мастерских и даже перешел из германского подданства в русское. Однако в канун Первой мировой это его не спасло от подозрения в связях с немецкой разведкой. Поводом для особого внимания со стороны жандармерии стали его немецкое происхождение и письма из-за границы.
Именно Вагнер-старший и построил этот красивый дом, вложив в него все свое мастерство. Кстати, в 1941 году Леопольд Вагнер был членом Гражданского комитета, а его семья относилась к так называемым «фолксдойчам». Это не могло не отразиться на дальнейшей судьбе…
Его сын Ф. Вагнер также был прекрасным краснодеревщиком. А вот внук Николай стал актером Гродненского драматического театра.
Гродненский актер
Николай Вагнер
Один из авторов хорошо знал Колю Вагнера в последние годы его жизни. Отвергнутый советской системой первоклассный актер (нетрадиционная ориентация в те времена могла стоить свободы), он по доносам соседей периодически «лечился» в психиатрической больнице. Открытый новым веяниям, сделал свой дом «точкой», где собирались гродненские хиппи, где звучала модная в начале 70-х годов рок-музыка. Николай Вагнер был высокообразованным человеком, я в последние годы его жизни часто заходил к нему как представитель музея для закупки экспонатов. Интересно, что Коля, действительно уже сильно больной тогда, воспринимал меня в один и тот же день в двух ипостасях: днем как работника музея (плохого человека, с которым надо торговаться), а вечером как хорошего, приятного и давно знакомого человека из тусовки бывших хиппи.
Внешний вид Вагнера-младшего был эпатажным: ходил он в длинном черном плаще с поднятым воротом и обвитым несколько раз вокруг шеи длинным белым шарфом, в черной широкополой шляпе, длинных белых перчатках и… ручным вороном на плече. И уж, наверное, не меньшее удивление и восхищение по тем временам вызывала его «фирменная» трость – со встроенным в ручку мини-магнитофоном. Впрочем, про ворона и про трость с магнитофоном – это, конечно, городские легенды. Умер Николай Вагнер в нищете, получая пенсию инвалида по здоровью, а двоюродный брат отсудил у него дом и фактически выставил его из родового гнезда. Хоронили его друзья за свой счет, престарелые гродненские хиппи разного достатка и социального положения.
Сердце маршала
Гродно, 4 октября 1921 года. На краю Театральной площади рядом с домом Вириона в кресле с высокой резной спинкой в окружении военных и городских властей сидит начальник польского государства – Юзеф Пилсудский. Всего за неделю до этого он едва не погиб во время покушения во Львове, месяц как умерла его первая жена, но он уже успел привыкнуть к жизни публичного человека. Он приехал в Гродно по очень важному поводу…
Первый раз в Гродно Ю.Пилсудский побывал в июне 1919 года. Город отметил его визит банкетом в Старом замке. Позже, в сентябре того же года, он прибыл вновь, теперь уже с инспекцией Восточного фронта. В марте 1920 года в городе прошли праздненства в честь именин главы государства – с костельной службой и военным парадом. Во время битвы за Неман в конце сентября 1920 года Ю.Пилсудский дважды посещает Гродно: чтобы вручить награды отличившимся в боях и обсудить детали готовящегося вторжения в Литву.
И вот, наконец, октябрь 1921 года. Ю.Пилсудский приезжает на открытие памятника: стела должна была символизировать возрождение Гродно в лоне польского государства. Встретили его по-королевски: салютом на станции Лососно, упряжкой с четверкою лошадей, гирляндами, «виватами», военным парадом на Театральной площади, который он принимал сидя в том самом резном кресле, праздничным обедом, раутами, представлением в театре – и так на протяжении трех дней.
Позже не было года, чтобы он не заезжал сюда по дороге в Вильню или Друскеники. В последний раз Ю.Пилсудский заглянул в Гродно в марте 1933 года: вначале он остановился на вокзале, но позже переехал на квартиру к генералу Литвиновичу. А в последний майский день 1935 года поздно ночью люди собрались на вокзале, чтобы увидеть идущий в Вильню поезд с сердцем маршала в серебряной урне, выставленной за окном вагона.

Продолжение следует