Вечерний звон

Монастырь делили униаты, православные и музейщикиТатьяна ЧЕРКЕС Недавно исполнилось 15 лет, как православным возвратили храм по улице Замковой. История храма уходит далеко в прошлое, точнее в ХVI век.

О том, что произошло здесь за несколько столетий, рассказали корреспонденту «Вечёрки» настоятельница монастыря матушка Гавриила и директор музея истории религии Людмила Корнилова.

Снаряды возле церкви не разрывались
Первоначально монастырь был построен как униатский. Православным он стал в ХIХ веке: с тех пор как в 1843 году сюда приехали монахини из Оршан. По словам матушки Гавриилы, они развернули здесь активную культурную жизнь. Более двухсот служительниц держали пасеку, вели крупное подсобное хозяйство, собирали травы и снабжали лечебными сборами горожан.
Первая мировая война нанесла большой вред зданию. Но в этом служители видели плюсы – появилась возможность заново отстроить из сохранившейся «коробки» храм, но уже по православным канонам: алтарем на запад, вход – с востока. Однако уже в 20-е годы прошлого столетия большинство служительниц культа уехали в Россию: их не устраивало условие польской власти: принять польское подданство, что позволяло находиться на Гродненщине.
Несмотря на то что осталось несколько монахинь, обитель все же не закрывали, даже во время Великой Отечественной войны. Тогда ей управляла игуменья Серафима Фельдман. «Хотя матушка была еврейской национальности, никто из горожан ее немцам не выдал, потому что она была доброжелательной и открытой», – поясняет игуменья Гавриила.
Город бомбили, но, по записанным свидетельствам служительниц, снаряды, попав на монастырскую территорию, не разрывались. Как выяснилось, опасные боеприпасы находились здесь до недавнего времени. Так, в 2002 году монахини, когда пропалывали цветы, нашли несколько неразорвавшихся гранат и вызвали саперов.

Журнал «Безбожник» вместо икон
В расцвет так называемой идеологии «воинствующего атеизма», 30 лет назад, монахинь выдворили из храма вместе с церковной утварью. Они вынуждены были уехать в деревню Жировичи, что под Слонимом. Затем культовое здание сменило нескольких хозяев: здесь располагались общежитие, клуб мотоциклистов.
Последний светский собственник появился в 1977 году. Парадоксально, но им стал республиканский музей атеизма и истории религии. Несмотря на название, как отмечают сотрудники бывшего музея, яростную агитацию здесь не проводили. Основной задачей являлось создание интересных экспозиций, посвященных разным конфессиям. По словам директора Гродненского музея истории религии Людмилы Корниловой, материал для них собирали сотрудники в экспедициях. Делились информацией католические и православные священники, приходили даже кришнаиты.
Экспозиции выставлялись в монашеских кельях. В отдельном доме настоятельницы располагалась администрация музея. Зал для богослужений оборудовали под архив. По словам Людмилы Корниловой, в нем хранилась большая коллекция атеистических журналов, например «Безбожник», «Воинствующий безбожник», и плакаты советских времен.
– Печатные издания были иллюстрированы фотографиями с разрушенными храмами, изображали, как используются сохранившиеся церкви. Думаю, что они наиболее ярко отражали ту эпоху, – считает наша собеседница.
Пожалуй, во многом благодаря музейщикам здание монастыря поддерживалось в нормальном состоянии. «Получили эти площади в неприглядном виде: стены были закопчены от сварки», – вспоминает Людмила Корнилова.
Именно в период существования музея на территории женского монастыря сделана важная находка. Здесь обнаружили фрагменты Пречистинской церкви, которые датируются ХII веком. А также нашли церковный купол, который закопали послушницы перед отъездом в Жировичи.

Золотые купола
– Как объяснили сами монахини, они не смогли вывезти купола в Жировичский монастырь и спрятали. Пока обнаружили только один из них, видимо наименьшего размера. Сейчас он хранится в доме настоятельницы как реликвия. Возможно, остальные из-за большого веса ушли глубоко в землю, – рассказывает настоятельница матушка Гавриила.       
Пятнадцать лет назад история с выселением повторилась. Только теперь уже музейщикам пришлось спешно собираться и покидать здание под напором верующих. «Мы никогда не были против монастыря. Те события связаны с тем, что нам не дали здания для хранения уникальных экспонатов и мы не знали, куда деваться. Несмотря на это, через пару дней мы выехали», – пояснила Людмила Корнилова. Теперь монастырь переживает период расцвета: на службу приходит большое количество прихожан, здесь принимают иностранные и высокопоставленные делегации. Обитель занимается благотворительной деятельностью.