Под вальсы Штрауса

Игорь ТРУСОВ,Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧВ Первую мировую войну Гродно бомбили дважды – раз с дирижабля, раз с самолета. Бросать бомбы с цеппелина было, видимо, сподручнее – в результате этой бомбежки сгорел дворец губернатора, примыкавший к парку.

Режим кайзеровской оккупации был довольно мягким. Немцы следили за состоянием парка, привлекая в качестве бесплатной рабочей силы жителей города методом мобилизации. Так были разобраны руины губернаторского дома, а на облагороженной площадке разбиты клумбы и дорожки и посажено несколько лип. На летней эстраде снова играл духовой оркестр, но на этот раз музыканты были из немецкого гарнизона. Впервые в истории Гродно на аллеях появились тележки с мороженым (разрешение на торговлю получил в комендатуре житель Мещанской улицы Шимон Токарский), а с лотков торговали прохладительными напитками, пирожками, а для офицерского состава – пивом. Немцы обязали белостоцкого фабриканта Вечорку отлить бесплатно четыре пролета чугунной решетки для ограды взамен поврежденной. Так продолжалось вплоть до полной эвакуации немецких войск.

А где же первоначально стояла «мамочка»?
После поражения войск Тухачевского в битве под Варшавой наш город почти на два десятилетия вошел в состав Польши. Экономическое положение как в стране, так и в Гродно в первой половине 20-х годов было чрезвычайно тяжелым, город был наводнен беженцами. Но, несмотря на это, уже в 1924 году парк переживает второе рождение. Теперь его планировкой занимается профессор Танский. Помогал ему директор гродненского музея Юзеф Иодковский. Недалеко от бывшего домика садовника была построена оранжерея – «помаранчарня» (зачем-то снесенная год назад при подготовке к фестивалю). Тогда же при входе со стороны улицы Ожешко появилась чугунная ограда с овнами-клумбами в стиле Людовика XIV и сохранившаяся в какой-то степени до наших дней. Автором проекта ограды был известный гродненский историк Ю.Иодковский, а ограду изготовили по заказу магистрата в еврейской ремесленной школе.
Рядом с парком, на месте бывшего ботанического сада, М.Кохановский организует огород и клумбы для практики учеников гимназии. Там же открывается временная зоологическая площадка. Позже животных перевели в зоопарк, правда, этому предшествовал инцидент, связанный с тем, что волк в клетке, оставленной без присмотра, покусал сына одного из офицеров гарнизона.
В 1926 году интеллигенция выдвинула инициативу установки в Гродно памятника писательнице Элизе Ожешко. Инициативу поддержал Гродненский магистрат и воеводские власти в Белостоке, была также открыта подписка на пожертвования. Место для установки памятника выбиралось в результате долгих дискуссий, дом Ожешко тогда (до переноса его в глубь участка в советское время), находился почти у красной линии улицы, и там места для установки не было. Победила точка зрения Ю. Иодковского, который разработал план установки памятника в городском парке, оригинал которого хранится в музее. И, наконец, в 1929 году в парке был открыт памятник Э. Ожешко. Именно с той поры влюбленные начали назначать свидания «у мамочки» – такое ласковое название дали горожане памятнику.
В сентябре 1939 года в Гродно установилась советская власть, но до начала Великой Отечественной войны в парке практически ничего не изменилось, по-прежнему играл оркестр, но уже не военный, а городской.
В годы фашистской оккупации парк опустел. В городе не хватало топлива, но деревья не тронули ни немцы, ни горожане (за вырубку на улицах города и в парке полагался расстрел).

Эпоха кумача
Сразу после освобождения города, в 1944 году, школьный ботанический сад использовался под военное кладбище. Тут хоронили солдат, скончавшихся от ран в госпитале, расположившемся рядом, в бывшей гимназии. Позже их останки, а также останки Героя Советского Союза Ю. Д. Ивлиева, О. А. Санфирова, секретаря Гродненского подпольного горкома ЛКСМБ О. И. Соломовой были перенесены в братскую могилу на месте разрушенного в Первую мировую войну дворца губернатора. Над могилой в 1949 году был возведен памятник и обелиск. В 1984 году братская могила была благоустроена (причем обелиск обновлен довольно неудачно, что вызывает иногда вопросы у иностранных туристов), зажжен вечный огонь.
В 1950-е годы Центральный парк культуры и отдыха снова, в который раз, меняет свое обличье вмете с очередной исторической эпохой. Во исполнение советских стандартов в нем появляются качели и аттракционы, закусочная, летняя танцевальная площадка, тир. Недалеко от нынешней автобусной остановки «Театр кукол» на улице Держинского появляется памятник Ленину и Сталину, парк украшется огромными бетонными вазами и фонтаном, изображающим купальщицу с ребенком. Со стороны улицы Ожешко устанавливается новое ограждение, правда при этом использовалась ограда с разрушенного моста через Неман. В 1951 году открывается областная станция юнных натуралистов. Как в калейдоскопе проносятся, чтобы кануть в Лету, кинотеатр «Летний», позже превратившийся в «Клетку», «Полет», «Лакомку», стенды с ежедневными газетами, качели-лодочки, деревянные лошадки и слоны-горки. Последние распоряжения советской эпохи – это присвоение горисполкомом в 1989 году парку имени Ж.Э. Жилибера, а в мае 1991 года Совмин БССР принял решение установить ему бюст на территории парка.

А что сейчас, а что дальше?
Недавно парк имени Жилибера прошел реконструкцию. Один из авторов, на первоначальных этапах проектирования, принимал в этих работах участие. Поэтому результат – без комментариев. Но парк в его новом обличье нравится горожанам. Хотите убедиться – загляните туда теплым весенним вечером.
Впрочем, конечный результат реконструкции сразу не виден – деревья и кустарники растут медленно. К тому же горожан в скором будущем ждут сюрпризы. Вместо академического бюста Жилибера на аллее появится он сам (правда, бронзовый) – гродненский скульптор Владимир Пантелеев уже закончил глиняную модель скульптуры.
На одном из нереализованных проектов гродненского архитектора Александра Штена была прописана перспектива развития гродненского парка – восстанавливается историческая справедливость, и парк через территорию военной комендатуры (здание медицинской школы Жилибера, 1785 год, архитектор Дж. Сакко) подходит к главному корпусу университета. Совершенно логично было бы разобрать хозяйственные и иные постройки во дворе главного корпуса университета, чтобы парк подошел к нему и с другой стороны, во всяком случае студентам «сачковать» с лекций было бы ближе. Танцплощадка около автобусной остановки «Театр кукол» также должна стать частью парка.