Градус под запретом

Пенный напиток выселяют из киосковАлёна СИНЕВИЧКиоски на рынках и ларьки при транспортных остановках могут лишиться пива.

С инициативой запретить его продажу в мелкой рознице выступает торговое ведомство. В том случае, если будет принято такое решение, в киосках перестанут продавать как отечественное, так и импортное пиво. Проект постановления Совета Министров, направленный на выселение пива из мелкорозничной сети, подготовлен в Министерстве торговли. Как сообщила главный инспектор управления и организации торговли минторга Ольга Гаврильчик, сейчас текст документа направлен на экспертизу в Министерство юстиции. Затем его необходимо согласовать в Совете по развитию предпринимательства.

«Дядя, купи пива»
Как сообщает Ольга Гаврильчик, цель проекта – ограничить продажи несовершеннолетним. В Минторге полагают, что именно они приобретают пиво в ларьках, где не спрашивают документы, торопясь сделать обороты любой ценой. Однако предприниматели, торгующие слабоалкогольным напитком, не согласны с таким мнением. Сергей Михайлович, владелец нескольких точек, готов поспорить о том, что причина пьянства подростков – во взрослых. «Тогда уж надо закрыть не только пивные точки, но и бары, рестораны, пускай люди дома сидят. Милиции меньше работы будет. У нас контроль жесткий: если я узнаю, что мой продавец реализует пиво малолетним, без паспорта, он сразу же будет уволен. На самом деле спиртное покупают взрослые. Понаблюдайте сами: подходит парень, берет пиво на всех, и компания подростков идет отдыхать». И правда, за 15 минут на остановке возле ларька, пришлось наблюдать такую картину: тинейджер подошел к мужчине со словами «Дядя, купи пива», и тот не отказал.

Пивовары против
Концерн «Белгоспищепром», в состав которого входят производители пива, выступает против такого запрета. Об этом нам сообщил главный технолог концерна Евгений Марьюшич: «Только «Крыніца», которая покрывает сейчас 43 процента белорусского пивного рынка, по нашим оценкам, снизит объемы продаж, в результате чего бюджет недополучит более трех миллиардов рублей». Пивоварам придется рассчитывать на рост объемов продаж через магазины, однако компенсировать утрату мелкорозничной торговли будет непросто. Кроме того, здесь полагают, что незаконный отпуск пива – это скорее компетенция милиции, чем Минторга.
Евгений Марьюшич сообщил, что в случае прекращения реализации через мелкорозничную сеть белорусские производители ячменного напитка потеряют около 35 процентов продаж. Особенно трудно придется в первое время. Что касается восстановления нынешних объемов в будущем, то это вызывает большие сомнения как в самом концерне, так и на пивоваренных заводах, как пояснил собеседник.
По сведениям специалистов, в Европе большая часть пенного напитка продается в пабах и барах. Наша же специфика пивного рынка такова, что большинство покупателей не может себе позволить купить бокал пива с наценкой в баре, предпочитая приобретать «полторачки» на рынке и в киосках, и распивать в свое удовольствие на природе.


Справка «ВГ»
За полгода в Гродно, по сведениям городского отдела статистики, реализовано более 590 тысяч декалитров пива. По оценкам международного агентства маркетинговых исследований «AC Nielsen», на сегодняшний день в киосках реализуется 37,3 процента продаваемого в Беларуси пива, и наблюдается тенденция постоянного увеличения этой доли. К похожим выводам пришли и специалисты маркетинговой службы ОАО «Пивзавод «Оливария».