У Лукоморья

Ледниковый период в 80 километрах от ГродноАлёна ПРОНСКАЯКрестьянский дом, сеновал под звездами, сплавы по Щаре и заповедные места – не все, что может предложить Липичанская пуща. В чем привлекательность водного пути, экологических маршрутов и троп партизанов исследовал корреспондент «Вечёрки».

Сиамские близнецы
Лесам в Дятловском, Мостовском и Щучинском районах Гродненской области повезло – их в наше время можно законно назвать девственными. Достопримечательность пущи – 450-летние дубравы, остатки ледниковых пород и дюнный ландшафт. Когда смотришь на это, невольно на ум приходят строки: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»
София Шарковская, ведущий специалист заказника, рассказывает, что, по данным письменных источников, на эту территорию в ХV веке дошел ледник из Скандинавии. На территории Мостовщины образовалось огромное озеро, которое дало начало реке Неман. С древности остались неизведанные места, куда не ступала нога человека.
Недалеко от хутора Шимки растут уникальные черная и белая березы. Существует легенда, что когда-то один парень встречался одновременно с двумя сестрами, «чарнявой» и «бялявой». Однажды на свидание пришли обе, и замысел юноши раскрылся. Девушки превратились в березки, черную и белую, растущие из одного корня.
Легенды продолжаются у кринички. Сейчас там поставлен крест, и батюшка каждый год освящает воду. Местные жители рассказывают, что вода в ней целебная. И потому, что на этом месте когда-то стояла деревянная церковь. Место было намоленое. Во время войны церковь сожгли немцы. Вместе со всеми архивами. С тех пор селяне и не могут выяснить точно, кто когда родился и с кем состоял в родстве или соседстве.  
Река Щара тоже не лишена истории. Есть место, где она называется «Каменная Щара». Название пошло от того, что протекала она у двух деревень. Одни сельчане мостили реку, чтобы вода текла к ним, другие за ночь разбирали камни, чтобы повернуть русло к себе. Так и «воевали».
Соколиная гора возвышается над эоловыми песчаными дюнами, которые сохранились с Ледникового периода. Их считают эталоном подобных дюн в Беларуси. Самая высокая точка – 136,9 метра над уровнем Немана. Дорога к дюнам идет через озера Уст и Лука. Белые лилии, кувшинки покрывают их водную гладь и служат не только украшением, но и доказательством уникальности и нетронутости мест. Белые лебеди, серые цапли, утки, аисты освоили озера, и их стаи возвращаются сюда каждую весну. На опушки выходят гордые олени, где-то в кронах деревьев мелькают мягкие лапки рысей, суетливо похрюкивают, выискивая желуди, дикие кабаны.

С веслом и на коне
В заказнике «Липичанская пуща» 35 видов растений и животных занесены в Красную книгу Беларуси. Здесь растет граб – очень редкое в наших краях дерево, встречаются большая белая цапля, черный аист, серый журавль, барсук, орешниковая соня, ручьевая форель, широкопалый рак и квакша.
Директор заказника Иван Плытик рассказал, что в марте представлял Липичанскую пущу и ее туристические возможности в польском Супрасле на конференции «Зеленые легкие Европы».
Чтобы отдохнуть в заповедных местах, нужно зарегистрироваться в администрации заказника в деревне Голубы. В других случаях, нарушив спокойствие охраняемой зоны, придется ответить по закону. Сотрудники Липичанской пущи предложат оборудованные места отдыха на берегу Щары в районе деревень Воля-Крупицы и Шимки, а также в урочище Обсог – месте слияния Щары и Немана. Там устанавливаются столы, навесы, скамейки, подготавливаются дрова для костра. Туристы при желании могут переночевать в сельских домиках, покататься на повозках, на лодках или на велосипедах. Расценки позволяют даже детям приезжать на экскурсии и отдых.
На территории туристической зоны есть деревенские магазины, два киоска индивидуальных предпринимателей, приезжает дважды в неделю автолавка.

Траншеи с грибами
Разработан туристический маршрут по Липичанской пуще, связанный с историей Великой Отечественной. Дело в том, что пуща была одним из крупнейших мест сосредоточения партизан. Поступили заявки на экскурсии из школ нашей и Гомельской области.
София Шарковская, ведущий специалист заказника, рассказала, когда пришли немцы, сельчане ушли в лес. К осени 1942 года образовалась группа из 125 человек.  Сейчас возле деревни Москали найдено около 45 землянок. Возле деревни Зачепичи остались следы госпиталя, который создали на острове посреди болота. Без знания тропинок пробраться туда было невозможно. Взять остров можно было только блокадой. Сегодня после мелиорации болото подсохло. Но на это место без резиновых сапог не пройти.
Памятников войны в пуще осталось много. Среди них – мемориальный комплекс, могила «Семеро смелых», Курган славы, который местные называют «Шведская могила», сожженный хутор Филидовичей, немецкая дорога, мощеная дубовыми бревнами, и многое другое. Сотрудники заказника отмечают, что есть еще много мест, куда они не успели дойти. Исследования могли бы принести хорошие плоды.